Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[18/05/2005] Георгий спрашивает:
Христос Воскресе! Воистину Воскресе! о. Рафаил рассудите вопрос о посте. Ну если не рассудите то хоть пожалейте, скажите, что битва за желудок у Вас длилась (ведь с гневом Вы еще продолжаете бороться) 69лет. Что все будет хорошо. Только не говорите, что проиграли эту битву. Для меня это, вот уже несколько лет, незакрывающийся фронт. Это цепь непрекращающихся, каких - то боев, осад, диверсионных акций, партизанских вылазок на всей территории. Везде, дома, на работе, в храме, с друзьями и знакомыми одним словом везде я постоянно решаю вопрос еды: что, сколько, когда. Понимаю, что мой <лучший друг> блуд напрямую зависит от еды и что внешние обстоятельства это отражение моего внутреннего мира (лучше сказать моего внутреннего беспорядка), но позвольте, должны же быть хоть какие-то рамки приличия. Закончился Великий пост, народ разговляется, а я знаю, что эта еда и это питье для развратников самые взрывоопасные. Но все вокруг: кушай Юрочка, кушай, поститься на Светлой больший грех, чем не поститься в пост. И вот я провожу свою самую темную Светлую седмицу в жизни. Я не могу всем объяснить, что мне есть вредно. Отец Рафаил, простите за ироничный тон, я хотел, чтобы Вы с Михаилом улыбнулись. Благословите о. Рафаил и, пожалуйста, помолитесь о Георгии, и Вам Михаил поклон. Помогай Вам Господь.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Воистину Воскрес Христос! Уважаемый Юрий! Советую вам достать 2 том Добротолюбия и прочитать о методах борьбы с бесом чревоугодия, о его хитростях и обманах. Слово "поститься" в древнее время включало в себе еще другой смысл, а именно каяться, сетовать о грехах, печалиться о своем духовном падении. Конечно, такие чувства более уместны в Великом посту, чем на Светлой седмице, хотя, если мы погрешим на Пасху, то и тогда должны каяться и оплакивать свой грех. В посты Церковь благословляет не есть скоромную пищу, кроме исключительных случаев, или тяжелой болезни, когда нужен определенный вид скоромной пищи (больному вовсе не разрешается есть все, что попало под предлогом болезни). А на Светлую седмицу Церковь дает разрешение на скоромную пищу, но никого не заставляет насильно есть ее, тем более в большом количестве. Главное на Пасхальной седмице это духовная радость. Святой Григорий Богослов иронически упрекал тех, кто под предлогом праздника объедались и приносили в храм вместо молитвы отрыжку. Уже древние мудрецы сказали: "Надо есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть", остальное вы узнаете в Добротолюбии. Могу дать вам еще маленький совет: старайтесь есть медленно, подольше удерживая пищу во рту, тогда скорее наступает насыщение.
|