Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[25/07/2008] Алексей спрашивает:

Благословите, отец Рафаил!

В последнее время часто обсуждается вопрос о роли "иосифлян" и нестяжателей" в русской истории.

Часто приходится слышать, что о "нестяжателях" говорят, как о продолжателях дела прп. Сергия Радонежского, уходивших от мира и посвящавших себя умной молитве, в то время как об "иосифлянах" - как о людях, которые дали неверное направление духовной жизни и свели монашескую жизнь к хозяйственному труду и тщательному исполнению обрядов.

Высказывается мнение, что победа направления "иосифлян" в начале XVI века привела к упадку духовной жизни на Руси и предуготовила Раскол и реформы Петра I. В тоже время, меня очень смущает то, что в трудах многих светских
учёных "иосифляне" предстают как воплощение негативного образа русского Православия: "обрядоверия", "пресмыкания перед самодержавием", "мракобесия".

"Нестяжателей" же характеризуют как сторонников "демократичности" и "духовной
свободы". Естественно, что подобные характеристики со стороны тех, кто, мягко
говоря, неблагожелательно настроен по отношению к Православию, представляются, скорее свидетельством в пользу иосифлян.

Скажите, пожалуйста, каково Ваше мнение по этому вопросу?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей! «Иосифляне» и «нестяжатели» вовсе не противостояли друг другу, как это хотят показать либерально настроенные церковные историки; они исполняли одно церковное дело, как скажем, монахи общежительных монастырей преподобного Пахомия и современные им скитяне и отшельники Фиваиды.

Святой Димитрий Ростовский пишет: «Мария не могла бы сидеть у ног Иисуса, если Марфа не готовила бы трапезу». Обе сестры святые и их имена стоят рядом. Иосифляне относятся к богословскому крылу Церкви, нестяжатели – мистическому, но и это определение очень и очень условно. Иосифляне и нестяжатели жили в братском единстве друг с другом. В какой-то мере скитский пустыннический образ жизни представляет более благоприятные условия для внутренней жизни – молитвы и борьбы со страстями. С другой стороны, ученое монашество более зорко следило за сохранением чистоты Православия, и более динамично реагировало на появляющуюся ересь.

Либералам не нравятся те решительные меры, которые по инициативе преподобного Иосифа Волоцкого были приняты против секты, называемой «жидовствующие». До сих пор не выяснено, откуда берет начало это ересь – от какой либо рационалистической иудейской секты, или от общины караимов, проживавших в Крыму. Надо сказать, что жидовствующие вовсе не были безобидными овцами, которых за мирные, религиозные убеждения повели на заклание. Это была агрессивная секта, похожая на отряд захвата. Еретики всеми путями старалась внедриться в Церковь, захватить в ней первенствующие иерархические места (даже Московский митрополит Зосима – Первоиерарх Русский – попал под влияние жидовствующих и был смещен с кафедры).

Эта секта глумилась над православной верой, оскверняла святыни, сжигала иконы и кресты, то есть шла против не только церковных, но и государственных законов. В данном случае сопротивление жидовствующим и репрессии против них были вынужденной самозащитой. Нестяжатели вовсе не сочувствовали еретикам, но некоторые из сектантов, бежавшие от правосудия, поселились в поволжских степях и выдавали себя за нестяжателей. Аналог этого мы видим в истории древнего монашества, когда некоторые еретики-манихеи скрывались среди пустынников Фиваиды и Скита под видом православных и тайно распространяли свою ересь.

Преподобный Иосиф Волоцкий в своей личной жизни был строгим аскетом и не имел ничего, как самый бедный монах. Монастырское имущество он употреблял на строительство и нужды монастырей, а в отречении от благ этого мира превосходил многих нестяжателей. Книга преподобного Иосифа Волоцкого «Просветитель» является замечательным богословским произведением, лишенным какого либо фанатизма и предвзятости.

Что касается нетерпимости к ереси, то хороший врач нетерпим к болезни человека и всеми силами старается пресечь начинающуюся эпидемию. Дурной врач равнодушен к болезни и тем самым дает ей возможность развиваться. Нужно учесть нравы, условия и законы, современные преподобному Иосифу, и тогда будет ясно, что он действовал решительно в той ситуации, где нельзя было поступить по-иному, то есть сдать Церковь еретикам.

Надо также отметить, что отпор сектантской агрессии не принял в Православной Церкви форму инквизиции как устойчивого института, что мы видим на Западе.

Призываю на вас Божие благословение.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили