Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Богословские вопросы



[04/07/2008] Алексей спрашивает:

Благословите, отец Рафаил.

Известно, что сторонники ложного мнения о восприятии Спасителем первородного греха пытаются толковать в свою пользу некоторые святоотеческие изречения. Например: преп. Ефрем Сирин: «Вселился в самую утробу Девы, не возгнушавшись гнилостию естества» (Слово на Преображение); св. Григорий Нисский: "Чистый и Всецелый приемлет на Себя скверну естества человеческого, понеся на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти" (О блаженствах. Слово 1). Что собственно здесь надо понимать под гнилостью и скверной? Очень прошу, помогите понять настоящий смысл этих изречений. С уважением, Алексей.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей! Вы задали интересный вопрос. Человеческое слово кроме прямого значения может еще употребляться в относительном смысле. На этом свойстве слова построены изобразительные средства речи. В философско-богословской терминологии слово употребляется только в прямом, одномерном значении; это обязательное правило, которое должно быть строго соблюдено. Семантическая множественность и аморфность в терминологии недопустимы, так как приводят к деформации и искажению самого текста, что вызывает сомнения и разномыслие. В произведениях, включающих в себя художественный элемент – проповеди, письма, описания духовных переживаний, и т.д. – употребление слова в его относительном значении не только допустимо, но является материалом для создания образов, метафор, олицетворений, гипербол и других троп. Преподобный Ефрем Сирин – выдающийся церковный поэт; его язык отличается разнообразием изобразительных средств, которые дают возможность читателю эмоционально пережить то, о чем он пишет.

Слова «скверна» и «гнилость» преподобный Ефрем употребляет в относительном значении, как подверженность материи тлению и смерти. В этом же смысле пишет святой Григорий Нисский. Если спутать относительное и основное значение слова, то можно прийти к парадоксальному выводу, даже кощунству. Например, в послании апостола Павла: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: «Проклят всяк, висящий на древе» (Галат. 3, 13), слово «клятва» взята в относительном значении. Клятва в прямом значении означало бы, что Христос находится под проклятием, что является богохульством. На самом деле, Христос искупил нас тем, что, будучи безгрешным, принял на себя следствия наших грехов, будучи невинным, понес наказание за нас виновных и подлежащих проклятию. В послании апостола Павла слово «клятва» означает наказание за проклятие. Священное Писание понимается через Предание, хранимое Церковью. Правила вселенских соборов обязывают объяснять Священное Писание на основании экзегетической святоотеческой традиции.

Главный представитель сторонников ложного мнения о восприятии Спасителем первородного греха профессор Осипов отрицает искупление человечества Иисусом Христом, Его безгрешность и старается избежать прямого ответа на вопрос: что же произошло на Голгофе, ограничиваясь такими сомнительными выражениями, как: «Христос победил грех в Себе и нас научил, как побеждать грех». Следует также отметить, что слова одного или нескольких святых отцов еще не являются обязательным учением Церкви, так как Церковь имеет свойство соборности, и в отношении патристики необходим принцип консенсуса, то есть согласие учения отцов – всех или же большинства. У некоторых святых были свои частные мнения, иногда неточные и непринятые Церковью, а в некоторых, немногих случаях, даже ошибочные.

Насчет безгрешности Плоти Иисуса Христа приведу слова из молитвы на призывании Духа Святого в праздник Пятидесятницы: «Приведый Себе о нас непорочное заколение и Тело давый Пречистое в жертву, всякого греха неприкосновенное же и непроходное, и страшным сим и неисповедимым священнодействием живот нам вечный даровавый». Этими словами Церковь молилась и будет молиться Богу до Второго пришествия Христа Спасителя, несмотря на все потуги модернистов, исказить и реформировать Православие. Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили