Вопросы и ответы: Общие вопросы
[03/07/2008] Саша спрашивает:
Батюшка, благословите!
Спаси вас Господи, за ваши замечательные книги! Вот недавно попалась в руки ваша новая книга "Дыхание жизни" и возник вопрос по поводу написанного: мы сами из Беларуси, где широко распространено католичество, и в нашей родне много латинян. Меня всегда мучал вопрос, о том можно ли с ними молиться перед едой, т.к. католичество - это ересь, а совместная молитва запрещена канонами церкви. Вы пишите, что у совместной молитвы должна быть определенная цель, ради которой собрались представители разных конфессий, но молитва перед едой не является совместной, а является синхронной (одновременной) т.к. отсутствует эта самая цель. Но ведь по сути дела человек всегда молится с вполне определенной целью (будь то даже молитва перед едой), и я не улавливаю в данном случае разницы между молитвой синхронной и совместной, т.к. в данном случае молитва и будет символизировать единство с латинянами.
Вопрос 2: У нас в кафедральном соборе стали присутствовать ксендзы на богослужениях, заходят в алтарь, там стоят, на Пасху учавствовали в крестном ходе (правда не крестятся и не поют). На мой взгляд их присутствие на Богослужении излишне. Отче, как вы относитесь к таким "новшествам" и как вообще правильно (разумно) относиться к этому?
Спаси вас Господи, прошу ваших святых молитв, о жене Наталье, дочери бол. млад. Александре, и о мне грешном.
Бог в помощь в ваших трудах!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Александр!
Совместная молитва предполагает определенную общую вероисповедальную платформу. Участвующие в молитве должны верить в благодатность молитв людей других религий и конфессий, то есть считать молитвы радиусами, ведущими к одному центру; примером этого являются экуменические молитвы. Известный экуменический деятель митрополит Антоний Сурожский считал, что человек, молящийся Шиве и Будде и поклоняющийся идолам, на самом деле молится Христу. Непонятно, почему же тогда христианские мученики предпочитали смерть участию в языческом ритуале и считали его поклонением не Богу, а демонам. Есть еще одна разновидность теософской молитвы. Пантеисты - самобожники рассматривают человека как динамомашину, вырабатывающую энергию во время молитвы, которая создает общую ауру, и цель молитвы – подзарядка энергией от этой ауры. Для них Бог является не Личностью, а некой фикцией, как средство для концентрации внимания; в этой идее человек постулирует свой собственный дух, и молитва, по сути дела, является медитативным упражнением. Разумеется, такие молитвы для православных недопустимы. Если же люди собрались не с целью общей молитвы, а по какому-то постороннему случаю, то идея молитвенного единства отпадает и молитва людей различных конфессий, как, например, на тонущем корабле, совершается не слитно, а синхронно. Дух либерализма и гуманизма притупил конфессиональное сознание людей, и для некоторых православных стало, к сожалению, легче оскорбить святыню алтаря, чем еретиков, которые, не считаясь с православными канонами, беспардонно заходят в алтарь – «святая святых». В «Трех разговорах» Владимира Соловьева упоминается о смерти деликатного человека, который, не имея возможности отвечать на все письма, из вежливости покончил жизнь самоубийством. Правда, у нас из вежливости не торопятся умирать, но нередко открывают двери алтаря для кого не должно. Призываю на вас и вашу семью Божие благословение. Помоги вам Господи.
|