Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[24/06/2008] Георгий спрашивает:

Христос Воскресе! Батюшка, благословите.

На защите дипломной работы (на Богословских курсах) возник вопрос: существует ли нынче ересь жидовствующих и в чем она выражается? Скажите, пожалуйста, Ваше мнение по этому вопросу.

Было приведено Слово 13 из Просветителя св. прп. Иосифа Волоцкого. На это было сказано, что надо отделять грех от грешника и грешника судить ни в коем случае нельзя и т. п. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

Ответьте, пожалуйста. Прошу Ваших святых молитв.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Воистину Воскрес Христос! Георгий!

Насчет происхождения ереси жидовствующих у исследователей не имеется одинакового мнения. Некоторые считают, что это учение караимов, а другие допускают, что иудей Схарий основал особую секту рационалистического характера, которая относится к раввинизму так, как, например, протестантство к католичеству. Ереси жидовствующих, как таковой, в настоящее время не существует, но она оказала влияние на ряд рационалистических сект в России, имеющих резко выраженный антиправославный характер.

Что касается мнения, что надо отделять грех от грешника, то грех греху рознь. Ересь – грех ума, а не слабость воли, и этот грех становится для людей ориентиром их духовной и нравственной жизни. Сами еретики не считают свое учение грехом, а наоборот, гордятся им как откровением. Поэтому покаяние здесь почти всегда отсутствует. Что касается совета отделять грех о грешника, то это надежда, что человек может еще покаяться и исправиться, и это отнсится больше к грехам воли. Но надо помнить, что греха, как такового, не существует отдельно от человека.

Грех не витает где-то в воздухе, он не имеет отдельной субстанции. Грех – это изъян и порча, происходящая в самом человеке. Есть еще грех демонический, который неразрывно соединен с естеством падших ангелов. Там нет ни покаяния, ни исправления. К сожалению, грех ереси ближе к демоническому греху, чем к обычной слабости человеческой воли. Если либералы от богословия будут спекулировать словами, что надо отделять грех от грешника и что грешника судить ни в коем случае нельзя, то тогда надо упразднить все суды, уничтожить тюрьмы, то есть дать возможность преступникам свободно совершать преступления. Впрочем, либералы на самом деле не очень любвеобильны.

Если на либерала нападет грабитель, то он не скажет: «Милиционер, пожалуйста, арестуйте грех, но этого человека не трогайте!», а скорее закричит: «Хватайте его, вяжите его!».

Призываю на вас Божие благословение. Взаимно прошу ваших молитв.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили