Вопросы и ответы: Общие вопросы
[23/06/2008] Анастасия спрашивает:
Христос воскресе! Благословите, о. Рафаил.
Прочла Ваши статьи "Грех демоноуподобления", "Мистическая сущность греха" и мне стало очень не по себе. До какой степени человек стал сроден демоническому миру? Вы пишете такие страшные слова, что грешник превращается в подобие сатаны. А что происходит с образом Божиим в человеке, который, если я правильно понимаю, не уничтожается?
Хочу поблагодарить Вас за Вашу книгу "На пути из времени в вечность". Какой Вы счастливый, что знали таких людей. Может быть, Вы напишите о них ещё что-нибудь, хотя бы маленькую статью, ведь в таких людях не бывает "мелочей".
Простите за длинное письмо. Помогай Вам Господи.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Воистину Воскрес Христос! Анастасия!
В надгробных песнопениях преподобного Иоанна Дамаскина есть слова: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». Человек – образ Божий, который не уничтожается грехами и самой смертью. Человек одарен также подобием Божьим, это – свободная воля, нравственная автономия, возможность выбора между добром и злом.
Подобие Божие как свободный выбор действий должно постоянно актуализировать образ Божий, возводить его к Первообразу, и тем самым осуществлять целевую идею человека, то, что древние философы называли эйдосом. Если человек идет по пути греха, если ум человека следует за страстями, то образ Божий в душе меркнет и тускнеет, как бы покрывается гнойными язвами; но он не уничтожается до конца и через покаяние может очиститься снова как золото от налипшей на него грязи.
После смерти у грешника исчезает подобие Божие, как реактивная сила, определяющая направление жизни, и тогда образ Божий становится обличителем человека; он показывает грешнику, что он имел и навсегда потерял, добровольно променяв царство небесное на комок зловонной грязи. Ад – это потеря образа Божьего в человеке, возможности быть в общении с Богом – своим Первообразом; это вечный проигрыш и вечное падение вниз.
История человечества дает нам примеры демонизированных людей, как, например, Нерон, Тамерлан, Иоанн Грозный, Филипп II, и другие. Но особенно ярко проявляется демонизм на изломах истории во времена революций. Думаю, что не надо приводить фактов, - теперь они общеизвестны. Насилие и садизм, кощунство и кровожадность вырываются из глубин человеческих душ, как будто затаившееся раньше пламя. Это черное пламя ненависти готово сжечь саму землю.
Обычные люди, которые казались добрыми соседями и даже родные вдруг превращаются в демоноподобных существ, а уличные толпы – в огромные рептилии, жаждущие крови. Откуда эта метаморфоза? Это диавольское преображение. Откуда это не человеческое, а метафизическое зло, корни которого уходят в темные глубины ада? Я попытался только приподнять уголок занавеси, скрывающей демонический мир, о котором хотят забыть современные люди.
Благодарю за теплые слова о моей книге "На пути из времени в вечность". Прошу ваших молитв. Призываю на вас Божие благословение.
|