Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О внутренней жизни



[05/06/2008] Ольга спрашивает:

Христос Воскресе! Благословите, о.Рафаил!

Долгое время меня мучит вопрос: в чем конкретно для каждого (верующего или неверующего, воцерковлённого или невоцерковлённого) человека заключается грех хулы на Духа Святого, который не прощается ни в этом веке, ни в будущем. И вот в Вашей брошюре «Какое различие между Христом и профессором А.И.Осиповым?» я нашла объяснение из 4-х пунктов.

Мой вопрос:

1. У кого из Святых отцов позаимствована эта классификация?

2. Какими признаками определяется эта невидимая черта, за которой покаяние невозможно?

Спрашиваю не ради праздного любопытства, для меня ответы на эти вопросы жизненно важны (2 пункт). Искренне хочу разобраться, почему я не способна к истинному покаянию, хотя прикладываю к этому все силы. Моё мнение -- этому виной смертный грех уныния, которому я предавалась долгие годы до такой степени, что оно перешло в отчаяние.

Это страшный грех, хотя и малозаметный поначалу, в основе своей имеет гордыню, это - ропот на Бога, и в конечном счёте, вражда к Нему. Опасен он своим вялотекущим характером, который становится хроническим. Уныние, как напалмом, испепеляет всё живое вокруг,и отгоняет Божию благодать.

В этом смысле я понимаю, так сказать, психологический эквивалент греха хулы на Духа Святого. Если я заблуждаюсь, пожалуйста, поправьте.

Простите. Прошу Ваших молитв.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Воистину Воскрес Христос! Ольга!

1. Это древнее предание Церкви, которое находится в катехизисах, являющихся квинтэссенцией учения святых отцов.

2. Святой апостол Иоанн Богослов говорит о грехе смерти, как о некой границе, за которой нет уже покаяния. Это демоническое состояние, когда грех парализовал волю человека, стал как бы его второй природой. Такое состояние греха к смерти увидел преподобный Амвросий Оптинский в душе Льва Толстого, когда сказал о нем: «Горд, горд», то есть, самоуверен в себе до такой степени, что не способен принять ни благодати Божией, ни мнения другого человека. Для нас это состояние не имеет внешних ориентиров, поэтому нам опасно смотреть на кого-либо как на погибшего еще при его жизни. Это состояние характеризуется в ненависти и отвращении к самому покаянию.

Что касается вас, то вы желаете покаяться, а это желание свидетельствует, что вы духовно живы. О том, как бороться с печалью уныния, прочитайте во втором томе Добротолюбия, в разделах «Борьба с восьмью страстями». Если бы вы были духовно мертвы, и не хотели бы покаяться и спастись, то психологически для вас было бы невозможно написать мне это письмо. Призываю на вас Божие благословение.

P.S. У человека три главные силы души: ум, чувство и воля. Ум наименее подвержен страстям, в том числе унынию. Поэтому заставляйте себя каяться хотя бы только одним рассудком, а за труды Господь оживотворит и включит в покаяние чувство и волю.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили