Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[13/05/2008] Евгений спрашивает:
Христос Воскресе, дорогой батюшка! Благословите.
Подскажите, пожалуйста, если Вы знаете, существовали ли в дороеволюционной, Православной России молитвы (келейные, разумеется),к различным святым за самоубийц, некрещенных, умерших без покаяния и не в лоне Церкви? Каково происхождение этих молитв и как к ним относиться?
В наше время многие приходят в храмы с требованием отпеть таких людей или помянуть их во время служб, обосновывая свои желания тем, что, раз существуют такие молитвы, то и в церкви их можно поминать.
С благодарностью за Ваш подвижнический труд и молитвами за Вас, р.Б. Евгений.
Дай Бог Вам здравия и долголетия для нашего просвещения и вразумления!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Воистину Воскрес Христос! Евгений!
В дореволюционное время в православных странах не существовали одобренные, или хотя бы терпимые церковной иерархией молитвы о самоубийцах или некрещеных. Если такие молитвы распространялись где-то в рукописях, то на них смотрели как на модернизм или суеверие.
В запрещении молиться о самоубийцах существуют два исключения: если самоубийца был психически невменяем, или если он умер не сразу, а, прожив еще некоторое время, осознал свой грех и принес покаяние; тогда допускались молитвы о нем, как в храме, так и дома по общему чину, а не какие либо особые.
Есть еще третий случай: когда человек кончает жизнь самоубийством, чтобы сохранить целомудрие от грозящего насилия. Это уже не грех, а нравственное геройство.
Насчет инославных. Если инославный, принимая участие в бою на стороне православных, был убит, то при отсутствии священника его конфессии, его тело мог сопровождать до могилы православный священник при пении трисвятое; никаких ектений и молитв при этом не полагалось. В сравнительно недавнее время в Константинопольской Патриархии был составлен чин отпевания инославных, состоящий преимущественно из чтения псалмов, Апостола и Евангелия. При этом ектении и разрешительные молитвы отсутствуют, имя инославного не упоминалось, вечная память по усопшему не возглашалась. Такой чин отпевания не был одобрен и принят ни Русской, ни Грузинской Церковью, однако в 70-ые годы попал в одно из изданий Требника на славянском языке. Такой чин отпевания лишен главной идеи: реальной помощи усопшему через молитвы Церкви, а представляет собой скорее жест вежливости по отношению к инославным. Если какой-нибудь иерарх или священник поминает за упокой инославного, то этим он нарушает правила и традиции Церкви. Это его модернистическая, личная позиция, за которую он ответственен сам.
Помоги вам Господи.
|