Вопросы и ответы: О молитве
[13/05/2008] Вадим спрашивает:
Уважаемый о.Рафаил!
Подскажите, пожалуйста, необходимо ли что-то изменить в духовной жизни или в делании Иисусовой молитвы если появились боли в районе сердца. Появляются они в разное время и в разных ситуациях. Иногда режущие, а иногда примерно как если бы, к примеру, рука затекла, а потом отходит.
Началось это месяца два назад. Литература по этому поводу дает противоположные советы. Одни пишут, мол, бесы крутят, а другие, что так и должно быть, главное чтобы не внизу сердца.
И еще - после вечерних молитв часто бывает, что сон просто пропадает. Не могу заснуть. Как будто уже выспался на год вперед. Что-то тут не так...Возникает второй вопрос русской интеллигенции - Что делать?
С уважением, Вадим.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Вадим! Если бы вы сказали врачу: «У меня боль в горле, выпишите мне лекарство», то он ответил бы, что симптом боли может возникнуть от многих причин, поэтому надо знать, какой болезнью болен человек. Боль в сердце во время Иисусовой молитвы также может быть следствием различных причин, но, во всяком случае, боль это сигнал о том, что здесь что-то не в порядке. Святые отцы учат, что во время молитвы тело надо держать в состоянии легкого напряжения. Но некоторые напрягаются из-за всех сил, и получается спазм сосудов груди, который отзывается режущей болью, или прилив, а затем застой крови, как тяжесть в сердце.
В делании Иисусовой молитвы нужна постепенность. Советы о Иисусовой молитве, почерпнутые у святых отцов, чаще всего относились к монахам, преуспевшим в духовной жизни, находившимся в послушании и отдаленным от мирской суеты и забот. Они уже достаточно очистили ум от интеллектуального хлама и сердце от чувственных страстей, чтобы ум во время молитвы мог снисходить в сердце и пребывать там, как в своем доме. А мы, тлеющие в страстях, открытые для неуправимого потока информации, живущие полухристианской, полуязыческой жизнью, начинаем с того, что для аскетов было уже серединой пути, а именно, с сочетания сердца с умом.
Страстное сердце отталкивает от себя ум, как вода дерево; обремененный впечатлениями, отяжелевший и отупевший ум не может проникнуть в сердце, как растолстевший человек – сквозь узкую щель. Человек нажимает на него силой воли, как будто бьет клячу кнутом, чтобы она побыстрее побежала, а она падает от ударов. В этом случае боль – это предупреждение, чтобы мы вовремя остановились и оглянулись бы на себя.
Из руководств о Иисусовой молитве надо обратить особое внимание на творения святителя Игнатия Брянчанинова, который уже видел признаки духовного разложения нашего времени. Он советовал соблюдать в Иисусовой молитве особую предосторожность, постепенность, последовательность и переход от внешнего к внутреннему. Иисусову молитву не надо боятся и поэтому оставлять, но следует найти для себя живого наставника молитвы, особенно среди монашествующих. Этот наставник должен принимать от вас исповедь и знать, какие страсти особенно противостоят вашей молитве. Советую вам некоторое, недолгое время читать молитву мытаря, а затем вернуться к Иисусовой молитве и стараться произносить ее вслух в темпе обычной беседы.
Бессонница может быть от нервного перенапряжения или разрыва между молитвой и жизнью. Следует ложиться в определенное время, только не после полуночи и читать Иисусову молитву, пока не придет сон. Нужно ограничить время пребывания у компьютера, а заменить его прогулкой, во время которой вы можете, не напрягаясь, читать молитву. Чтобы легче было удерживать внимание в словах молитвы, попробуйте произносить их медленнее.
При работе, Иисусову молитву можно заменить двумя словами: «Господи, помилуй». Когда мысли разбегаются, то собирайте их снова – это неизбежный труд. Внимание сразу не дается, оно должно со временем превращаться в навык.
Вы пишете: «Возникает второй вопрос русской интеллигенции - Что делать?». - Делать то, что не делает интеллигенция, а именно: надо не только спрашивать, но и исполнять.
Помоги вам Господи.
|