Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[02/04/2008] Священник Илия спрашивает:
О.Рафаил! Работая в одном из архивов, изучил неизвестный ранее исторический инцедент, связанный с личностью Патриарха АлексияI. Патриарх защищает "пресуществление" в своей резолюции, наложенной на рапорт одного известного архиерея. Отстаивая Православную позицию, Святейший критикует позицию Н.Д.Успенского - думаю, вам она известна. В общем, есть очень хороший материал для статьи, однако никак не примусь её доработать. В связи с этим, попрошу ваших молитв и разъяснения: в чем семантическое различие понимания пресуществления у католиков и православных? И ещё: было бы очень хорошо, если бы организаторы сайта сделали поисковую систему по сайту. Заранее благодарен.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дорогой отец Илия! Благодарю вас, что вы информировали меня о резолюции Патриарха АлексеяI, где он защищает термин «пресуществление». У католиков терминология сложилась на основе категорий Аристотеля в интерпретации Фомы Аквинского, где термин «сущность» адекватен «субстанции». Православная терминология более широко пользовалась античной философией, особенно платоников и стоиков. Термин «сущность» в православном богословии включает в себя не только понятие природы, но и структурную организацию, логосы вещей, целевые идеи. Разумеется, язык Платона был переосмыслен и приспособлен великими каппадокийцами, Максимом Исповедником и другими отцами к нуждам Церкви, то есть воцерковлен. С седьмого века усиливается аристотелизм, но так как отцы Церкви не восприняли концепций Платона, то здесь произошла не борьба идей, а терминологическая работа: именно богословский язык был более дифференцирован и уточнен. Таким образом, термин «сущность» в Православной Церкви имеет более возвышенную и духовную семантику, чем этот же термин в католицизме, который рассматривает сущность по Аристотелю как первую категорию бытия, сливая ее с природой. Большую работу по унификации богословского языка совершил преподобный Иоанн Дамаскин, но его «Философские главы» представляют собой не синтез античной философии, а скорее аристотелизм в интерпретации Порфирия. Поэтому «Философские главы» имеют большое значение, но не исчерпывают поставленной им же самим цели. Надо сказать, что антиплатонические соборы, в 11-12 вв. имели в виду не терминологическую сторону платонизма, а, прежде всего, его теогоническую концепцию. В настоящее время сущность часто определяют упрощенно и апофатически, как то, без чего не может быть существования. Прошу ваших молитв. Помоги вам Господи.
P.S. Что касается поисковой системы, то она вроде бы есть и работает.
|