Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[02/04/2008] Елена спрашивает:
Здравствуйте, о. Рафаил!
Мне трудно обращаться к вам - я не привыкла беспокоить людей своими внутренними проблемами, но понимаю - то как я живу, Богу не угодно. Я всю жизнь привыкла все оценивать рационально, с позиций логики и здравого смысла, по характеру - человек жесткий, о таких говорят "железная баба", кроме того в юности интересовалась оккультизмом, даже практиковала его.
В последнее время я внутренне окаменела, такое впечатление, что сердце просто умерло. Внешне все весьма благополучно, но я понимаю - не хватает самого главного. Вы пишете, что бывшие оккультисты часто переживают подобные состояния, мне это знакомо, но сейчас что-то совсем иное.Меня саму мучает моя рассудочность, но самый главный грех - я по-настоящему не люблю ни Бога, ни людей. Я могу действовать как солдат - руководствуясь чувством долга, профессия тоже дает о себе знать, я - преподаватель и офицер милиции, но понимаю, что долг, устав и обязанность по сравнению с искренней любовью - ничто, и я скорее оскорбляю Бога, чем служу Ему. Стоит ли мне каким-то образом ломать себя, как мне себя вести, чтобы не обижать Его?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Елена! Если вы действительно понимаете, что живете не по Богу, то это уже хорошо, – это первый шаг. Без диагноза нельзя начать лечение, а все мы больны грехами, и сама вера означает исцеление.
Вы пишете: «…я не привыкла беспокоить людей своими внутренними проблемами…».
Открывать перед кем попало своих внутренних проблем не надо, но следует попытаться найти духовного руководителя, которому вы будете доверять и тогда его «беспокоить во всю» (Если нас не беспокоить – то зачем же мы нужны?).
Вы говорите: «Я всю жизнь привыкла все оценивать рационально, с позиций логики и здравого смысла».
Отнеситесь как раз с позиции логики и рационализма к средствам постижения духовного мира, который сверхрационален и сверхлогичен, следовательно, применять логику к сверхлогичному – уже нелогично. Логика это попытка обобщить и сформулировать законы земной практики человека, в том числе законы мышления в абстракциях и категориях. Приведу пример. Законы классической (ньютоновской) механики не применимы в космосе, так как там действуют другие факторы, другие силовые поля. Поэтому возникла новая отрасль науки – космическая механика. Непонятно ведет себя и микромир по отношению к привычным для нас физическим законам. Еще более отличается духовный мир от материального. Поэтому через логику и рациональное мышление вы должны признать некомпетентность и бессилие самого рационализма в сфере иного бытия, и дать возможность действовать, присущей человеку особой интуитивной способности, которая называется верой.
Вы употребили по отношению к себе выражение «железная баба». Каждому человеку Бог дает свой талант; твердая воля – тоже талант. Религия во многом – дело воли, поэтому вам надо употребить все душевные способности для борьбы с тем, что стоит между вашей душой и Богом, а это – грех, присущий всем людям.
Вы пишете, что в молодости занимались оккультизмом и жалуетесь на мертвенность сердца. Да, оккультизм холоден – как дыхание демона. Если отвлечься от метафизики, то оккультизм можно назвать религией эгоцентризма. Поэтому вам нужны дополнительные усилия, чтобы смыть его пятна со своей души и памяти.
Вы говорите: «…я внутренне окаменела…».
Святые отцы пишут: «Камень тверд, а вода мягкая, но струя, постоянно ударяющая о камень, разбивают его». Так слова молитвы разбивают камень сердца, как бы превращая его в теплый воск. Думаю, что такое состояние дано вам промыслительно как испытание, дано для лучшего самопознания. Вам нужно убедиться на собственном опыте, что в духовной жизни человек сам по себе бессилен, и, в тоже время, он силен только благодатью Божьей. Это вовсе не знает, что он должен быть безвольным. Как раз воля необходима для того, чтобы расчистить место для благодати в сердце и, чтобы, получив благодать, хранить ее.
Вы пишете: «…я по-настоящему не люблю ни Бога, ни людей».
Духовная любовь отличается от душевной любви; она требует тяжелой борьбы со своими грехами и страстями. Только, когда человек несколько очистит свое сердце от тайных грехов и обуздает страстную чувственность, он может пережить действие благодатной любви. Это не эмоциональный накал, как при душевных переживаниях, – а дар Святого Духа, несравнимый ни с чем. Некоторые обманывались, принимая душевную любовь за духовную. У святого Игнатия Брянчанинова есть прекрасное сочинение, где он сравнивает духовную любовь с мирской – плотской и душевной. Поэтому, извольте хорошенько потрудиться, чтобы стяжать по капелькам самую большую драгоценность временной и вечной жизни – духовную любовь.
Вы говорите: «…я человек жесткий…».
Благодать, очищая чувства человека, превращает жесткость в строгость, которая необходима для духовной жизни, в непримиримость тому, что противно воле Божьей.
Вы пишете: «…я могу действовать как солдат…».
Военная дисциплина простирается на внешние поступки, а христианский долг – на чистоту мыслей и желаний. Апостол Павел пишет о том, что наша борьба не с плотскими существами, а с демоническими силами – духами поднебесной. Чувство долга в какой-то мере организовывает человека и помогает ему сосредотачивать силы в борьбе с невидимым врагом.
Вы пишете: «…я преподаватель…».
Хороший преподаватель постоянно учится, чтобы совершенствовать свои знания, поэтому учитесь духовной науке. И преподаватель должен будет держать экзамен: сама смерть – экзамен жизни.
Вы пишете: «…я офицер милиции».
Наверное вы добросовестно исполняете свой долг, а теперь, прежде всего, следите за главным участком, порученным вам – собственной душой. Хватайте преступников без всякой жалости – злые и нечистые помыслы, которые лезут в голову, как воры в окно; гоните негодяев – нелепые образы, посеянные в душу демонами, которые хулиганят и отвлекают ум от молитвы. Будьте духовным воином. Согласен, что долг, устав и обязанности – не сравнимы с искренней любовью, однако они необходимы как фундамент для строящегося здания. Цементный фундамент не имеет в себе красоты, но без него как без опоры прямо на земле не выстроишь крепкого дома. Вы боитесь, что оскорбляете Бога, но мы всегда должны бояться оскорбить Бога. Страх рождает внимательность, внимательность – молитву, молитва – веру, как переживание реального общения с Богом. Служить Богу можно по-разному, но в этом служении есть нечто общее для всех: стараться исполнять евангельские заповеди и прислушиваться к голосу совести. Богу ничего не нужно от нас, кроме нашего сердца и спасения.
Вы спрашиваете: «Стоит ли мне каким-то образом ломать себя?».
Ломать не стоит, чтобы не сломаться, а принуждать – необходимо. Лучше делать это под руководством духовного отца. Молитесь Богу, чтобы вы нашли духовного отца, а он – вас.
Помоги вам Господи.
|