Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[31/03/2008] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
Наконец-то я познакомился с лекциями Осипова. Потом читал Ваши брошюры и ответы Зайцева. Порой было трудно продираться сквозь обилие цитат и богословских терминов, но очень интересно и полезно. Большое спасибо за ответ на брошюру Зайцева «Расспроси ближнего…». И в целом, и особенно - за защиту любимых мною «Откровенных рассказов» и за гимн царю-страстотерпцу Николаю II (в вопросе монархии многое стало яснее). И за ироничный стиль.
Батюшка, вот какой вопрос – откуда у Осипова такие взгляды? Ведь он – воспитанник игумена Никона (Воробьева), который в свою очередь все свои поучения основывал на книгах святителя Игнатия (Брянчанинова). Но ничего подобного воззрениям Осипова у них нет. Игумен Никон пишет Осипову-суденту: «Сравни писания Игнатия (Брянчанинова) и каких-либо профессоров богословия. Какая резкая разница! Ты это хорошо ощущал». В другом месте: «Имея вполне заслуженное звание доктора богословия, можно совершенно не верить не только во Христа, но и бытие Божие отрицать».
Почему так трансформировались ощущения Осипова? Неужели это стало результатом его участия в различных экуменических собраниях и совещаниях?
Спаси Вас, Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! Если бы Осипов был бы воспитанником игумена Никона, то он воспринял бы его дух. У игумена Никона все страницы его книг пропитаны слезами покаяния. А у Осипова я не нашел даже следов сомнения в своих богословских гипотезах; у него нет смирения, которое видит границы рассудочных познаний, и бережно относится к церковным традициям. У Осипова в его выступлениях чувствуется протестантская агрессивность против Традиции и Предания Церкви. В моих статьях содержится критика неправильных концепций Осипова, а не его, как человеческой личности – о чем будет судить Бог. Я критикую публично ошибочные взгляды Осипова, поскольку они выходят за пределами его личности и внутренних убеждений, и активно распространяются им и его последователями в народе как православное учение и голос Церкви. Здесь уже дело идет не о личной дискуссии по отвлеченной богословской проблематике, а об изменении православного мышления у широкого круга верующих. Долг священника – бороться против лжеучений, и я не могу не повиноваться этому долгу. Помоги вам Господи.
|