Вопросы и ответы: О покаянии и исповеди
[19/04/2005] Мария спрашивает:
Прошу Вас разрешить мое сомнение. Мой Духовный Отец благословляет подходить к Причастию без исповеди, если от последней исповеди не было совершено смертных грехов. Я знаю, что в других Храмах этого не допускают и вообще в Церкви это не принято. Но я причащаюсь часто, почти каждую неделю, и несу послушание в Храме, поэтому не всегда есть возможность подойти к исповеди. Меня мучает этот вопрос, т.к. я хочу чаще причащаться, но с другой стороны, иногда подхожу к Причастию просто "по привычке", без благоговения. А не подходить тоже не могу, т.к. это ведь сам Христос выходит с Дарами и зовет...
Как мне быть? Можно ли подходить без исповеди?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемая Мария! Заданный вами вопрос относится не к церковной канонике, а церковной традиции. В Греческих церквях принято исповедоваться после тяжелых грехов, не обязательно перед Причастием, а к Причастию подходить по суду своей собственной совести. В славянских церквях сложился обычай обязательной исповеди перед Причастием, по крайней мере, в ближайшие дни до него. В постановлениях Вселенских и Поместных соборов об этом нет указаний. Думаю, что нельзя ставить вопрос, какая из двух традиций правильна: и одна и другая имеют свои основания и историю. Согласен с вами, что Причастие должно быть встречей с Богом, а не привычкой. Поэтому надо подходить к святой Чае так, как будто вы причащаетесь первый раз.
|