Вопросы и ответы: Общие вопросы
[28/03/2008] Алексей спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
У меня к Вам два вопроса.
1) Как правильно сформулировать православное отношение к смертной казни? В частности, как ответить на вопрос "Разве может судья распоряжаться чужой жизнью, кто дал ему на это право?"
2) В настоящее время имеются сомнения в точной дате Рождества Христова. Высказывается мнение, что та дата, которая считается сейчас общепринятой, была неправильно вычислена в ранем Средневековье и, на самом деле, Рождество Христово произошло на несколько лет раньше, в 4 или 3 году до н.э. Стоит ли признавать, что мы не можем точно сказать, в каком году произошло Рождество Христово или можно быть уверенным в том, что оно произошло в 1 г. н.э., а сомнения историков - лишь результат их заблуждений по этому вопросу?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Алексей!
1. Судья, как человек, не имеет права распоряжаться чужой жизнью; но при исполнении своих обязанностей он является представителем общества, которое вынуждено защищать себя от преступников теми средствами, которые находятся в его распоряжении.
2. На основании дошедших до нас исторических памятников невозможно восстановить дату Рождества Христова, поэтому наука, оторванная от Церкви, пускается здесь в море гипотез и предположений. Знаменитый ученый Болотов, выступая в астрономическом обществе, доказывал, что научно утверждать дату Рождества невозможно, как невозможно определить Х через другие Х-сы - об этом вы можете прочитать в четвертом томе «История древней Церкви» В.В. Болотова. В основе этих споров лежит несоответствие между таблицами римского ученого и астронома скифа Дионисия Младшего и датировкой еврейского историка Иосифа Флавия, который написал свои труды отчасти по памяти, отчасти по документам римского архива, так как архивы и книгохранилища в Иерусалиме были уничтожены. Для современных ученых Иосиф Флавий является главным авторитетом, хотя на основании его книг евангельскую хронологию определить невозможно. Даже в событиях, касающихся Иудеи, например перечислении первосвященников, он делает пропуски и неточности. Надо помнить, что в Церкви существуют Предание и традиция; первые синоптические Евангелия были написаны до исторических книг Флавия, то есть ближе к евангельским событиям. Евангелисты Матфей, Марк и Иоанн были непосредственными очевидцами этих событий. Было бы странно, если древняя Церковь, отличающаяся христоцентризмом, забыла бы о годе и дне рождения своего Основателя. Даже ученики языческих философов и мистагогов бережно сохранили даты их биографий. Монах Дионисий Младший только подтвердил своими таблицами уже существующее предание, поэтому его вычисления были приняты всей Церковью. Не удивительно, что ученые-рационалисты критически относятся к дате рождества Иисуса Христа. Еще недавно большинство из них вообще отрицало историческое существование Иисуса из Назарета, называя Евангелия сборником мифов. На кого должны ориентироваться мы – на них или на Церковь (не говоря уже о том, что среди самих ученых нет единомыслия в древней хронологии)? Думаю, что отказ от церковной хронологии будет недоверием к Преданию Церкви, ее исторической памяти, а в некотором смысле к самой благодати, пребывающей и действующей в Церкви. Призываю на вас Божие благословение.
|