Вопросы и ответы: Общие вопросы
[28/03/2008] Александр спрашивает:
Благословите, Ваше высокопреподобие! Слава Богу за все и что дал возможность иметь доступ Интернет как раз открытию раздела вопросов. 1. ирония -- первая реакция на умничанье (а с другой стороны и на невежество), подстраивание Православия под себя (как Вы говорите уютное ). Как с ней бороться? 2 а. последнее время в 500-ницу вставляю псалмопение (например, кафизму). Кажется, молитва так звучит глубже (что ли). Но есть и некоторая потеря , не могу объяснить. Как поступать? 2 б. при псалмопении (что наизусть) иногда смакую что ли, медленно читаю от этого потеря количества (правила), что тоже как то давит. Перемежать от обстоятельств? 3. последнее время особое отвращение к старым грехам (молодости, содеянных по незнанию). Поддерживать ли это чувство, останавливаться ли на нем? гнать и двигаться дальше (замещать молитвой)? 4. имеет ли влияние (значение?) на возраст во Христе (духовный) научное образование, интеллектуализм (если настоящее воцерковление началось только конец 80-х?). теперь все стараюсь забыть, давно не занимаюсь сим, но что-то внутри (не могу объяснить) сохранилось (и не только негативное), простите. иногда приходится обращаться к этой коморе (складу) в общениях с интеллигенцией. боюсь тут нечто среднее между Лотом и его женой. 5. в некоторых монастырях теперь много схимников, воцерковление которых началось лет 10 назад, неужели они стали словно св. апостол Павел и получили такую Благодать? По разговорам не всегда вижу сердце чисто (прости Господи!). как объяснять людям такой скачок в духовности? 6. поклон низкий за Вашу деятельность (впервые ознакомился с Вашими статьями лет 8-10 тому), очень многому Бог дал научиться из Вашей деятельности и с тех пор дерзаю считать себя и Вашим учеником. Вы своего рода и времени исповедник Православия. Но, кажется, Вас не слушают кому следовало бы, а знаю сколько это отнимает сил Ваших. Ведь им ничего невозможно объяснить и доказать (все больше убеждаюсь в этом). Думаю они и спасутся вперед, наверное много добрых дел накопилось. Словом, берегите себя и отцов сослужащих Вам, вы все нам нужны в мире с современном. Ваш молитвенник Александр. Простите.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Александр! 1. Надо следить, чтобы ирония не переходила в сарказм и унижение человеческой личности. Ирония допустима в том случае, если она помогает увидеть человеку духовную неправильность и бороться с ней. В противоположность сарказму ирония должна быть добродушной, но не переходить в зубоскальство. Иронию надо употреблять редко и осторожно – как острую приправу к пище. 2а. Когда притупляется молитва во время 500-сотницы, то можно переключать ум на чтение кафизмы, тогда молитва как-то оживает, но чувство потери возникает, так как Иисусова молитва выше чтения псалмов. Поэтому поступайте соответственно вашему внутреннему состоянию. 2б. Пожертвовать количеством ради качества – не грех, однако надо опасаться, чтобы не стать «гурманом» молитвы, а то со временем потеряете и качество и количество. 3. Старые исповеданные грехи лучше не вспоминать. 4. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что он взял оружие у своих противников, чтобы обратить его против них (это касается языческой философии). Интеллектуализм и образование вам следует запереть в сундук, но ключ держать в своих руках и при надобности пользоваться содержимым сундука, но только в необходимых случаях. 5. Старчество – это не схимническое одеяние, а духовный опыт, который достигается в продолжительной и жестокой борьбе с грехом и страстями. 6. Преподобный Серафим сказал: «Сей семя не только на доброй почве, но и на каменистой. Может быть оно где нибудь прорастет». Призываю на вас Божие благословение. Спаси вас Господи за молитвенную помощь мне.
|