Вопросы и ответы: Общие вопросы
[28/03/2008] Вадим спрашивает:
Благословите батюшка, отец-архимандрит Рафаил. С Великим Постом Вас.
Пытаюсь заниматься молитвой Иисусовой. Читаю книги о молитве. Сейчас читаю книгу прот. Валентина Свенцицкого о внутреннем монастыре ("монастыре в миру"), где он дает советы о молитве. Эти советы, как я понял, имеют отношения к людям в миру. Вначале он советует произносить только по 100 Иисусовых молитв утром и вечером по четкам. Днем молитву произносить изредка и не постоянно, чтобы избежать механического молитвословия. Ночью не молиться совсем, чтобы избежать излишних вражеских воздействий. Только после достижения определенных сдвигов увеличивать количество молитв и стремиться к постоянной молитве. Как Вы считаете эти советы применимы для мирян, которые пытаются заниматься молитвой. Или все же не следует ставить себе каких то жестких рамок по количеству в надежде на то, что "молитву получит молящийся".
Спаси Вас за Ваши книги и духовные советы.
С благодарностью, Вадим
Архимандрит Рафаил отвечает:
Вадим! Протоиерей Валентин Свенцицкий прошел очень сложный путь интеллектуала-декадента, который в своих литературных произведениях доходил до богоборчества и демонизма. Он выступал в религиозно-философских кружках, где свою эрудицию использовал для жесткой и несправедливой критики Православной Церкви. Затем постепенно происходит его переход от неоязычества в православие. Он нашел истину в Церкви, с которой раньше боролся; его воцерковление было решительным и бесповоротным. В трудное для Церкви время он принимает священство и разделяет участь гонимых за веру. Его книга «Монастырь в миру» вполне православна, но она отражает его личный опыт молитвы. Надо было не только найти истину в Православии и принять его, но еще очистить свой менталитет, память и сердце от яда декадентства. Здесь в прохождении Иисусовой молитвы возникает немало трудностей; против нее восстает изощренный языческий интеллектуализм, необузданное воображение и гноящиеся страсти – демон так легко не отпускает свою прежнюю добычу. И поэтому в прохождении Иисусовой молитвы для протоиерея Валентина была необходима крайняя осторожность; его внутренняя жизнь была не началом с нуля, – переходом от неверия к вере, – а реанимацией тяжелобольного, и это отразилось на его опыте Иисусовой молитвы. Опыт был в данном случае правилен: он шел медленно и осторожно, нащупывая каждый шаг, как путник идет ночью в горах, боясь сорваться с кручи. Но его опыт не является общим путем. Поэтому я советую вам, не отвергая книги протоиерея Валентина Свенцицкого, более руководствоваться советами святых Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|