Вопросы и ответы: Общие вопросы
[28/03/2008] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
С возвращением!
1. При Иисусовой молитве по четкам перебрасываю узелок на слове "помилуй". Таким образом получается акцент именно на этом слове. Привык. Правильно ли я делаю?
2. Батюшка, попробовал тщательно рассмотреть себя и вдруг осознал, что по большому счету я ведь и не хочу всерьез искать духовного отца. Мне кажется, что причина в гордости - мол, разве кто сможет понять такую тонкую, особую, возвышенную душу как у меня?! Испугался такому устроению. Но что делать?
3. Стал замечать внутри себя массу всякой скверности, которой раньше не видел. Есть чувство огорчения и удивления. Но не могу сказать, что есть решимость вести борьбу. Настроение примерно такое - о, какая я большая дрянь, ну-ну, посмотрим что там еще... Помогите разобраться.
4. Прочитал жизнеописание схиигумена Саввы (Остапенко)- не встретил там упоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Прочитал также жизеописание архимандрита Иоанна - а здесь не встретил упоминания о схиигумене Савве. Но, судя по датам жизни в Псково-Печерском монастыре, они должны бы встречаться. Были ли старцы знакомы и каковы были их взаимотношения?
Спаси Вас Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! 1. Думаю, что ничего плохого в этом нет. Старцы советовали в Иисусовой молитве делать ударения на слова «помилуй» или «грешнаго», а здесь движение пальцев является своеобразным ударением, акцентированием. 2. Надо упростить себя. В духовной жизни «что тонко – то и рвется». Это относится к тонким, возвышенным, а иногда поразительно глубоким мыслям, которые на самом деле лопаются как мыльные пузыри. Следует выбрать духовного отца – не философа, не ученого, не поэта, а простеца. Чтобы научиться плавать, надо решиться и прыгнуть в воду. 3. Видение своих грехов и немощей это первый дар благодати. Только при свете можно увидеть грязь. Если вы читаете Иисусову молитву, то значит все-таки боритесь. 4. Схиигумен Савва и архимандрит Иоанн Крестьянкин жили в одно время в Псково-Печерском монастыре и, разумеется, встречались друг с другом. Из их взаимоотношений знаю, что после смерти о.Саввы его облачал в монашеские одежды для погребения архимандрит Иоанн Крестьянкин и потом рассказывал, что чувствовал такую благодать, что ему хотелось от духовной радости как маленькому ребенку прыгать на одной ножке. Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
|