Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[28/03/2008] Драпеза Ирина Ивановна спрашивает:
Отец Рафаил, благословите! Накануте Пасхи меня волнует такой вопрос. В некоторых храмах нашего города практикуется практика четвергования перед причастием в Пасхальную ночь (это с четверга ничего не есть или почти не есть, но ведь не всякому работающему человеку это по силам). Говорят: "Кто не четверговал - не может причащаться в пасхальную ночь, и вообще для покаяния и причастия был пост", - в таких храмах причащаются очень мало людей в Пасхальную ночь. А в некоторых храмах наоборот стараются причастить, как можно больше прихожан. Как Вы считаете, как правильно? Очень хочется в Пасхальную ночь причаститься, что бы ощутить полноту Радости Пасхальной и соедениться со Христом. И ещё интересно откуда пошла практика четвергования, в православной литературе я о ней не читала. С уважением р.Б. Ирина.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Ирина! Невкушение пищи в конце Страстной седмицы, является добровольным подвигом для тех, кто имеет желание и силы для такого воздержания. Но он не обязателен для всех. В самих правилах написано, что в Великую Субботу разрешается вино для подкрепления сил. Я считаю, что на Праздник Праздников – Пасху – следует принять высшее из Таинств – Причастие, разумеется, если человек приготовился и исповедовался. В Типиконе есть указание о том, что если кто может, то пусть проведет без пищи Великую Пятницу, но с оговоркой, что в этот день можно поесть пищу к вечеру. Трудно сказать, откуда идет обычай «четвергования». Думаю, что вопрос о запрещении причащаться на Пасху надо представить на рассмотрение архиерея, чтобы он дал соответствующие указания священнослужителям, не отлучать без причины людей от Причастия. Призываю на вас Божие благословение.
|