Вопросы и ответы: Общие вопросы
[29/12/2007] Лариса спрашивает:
Здравствуйте, отец Архимандрит! На сайт, редактором одного из разделов (Православный календарь) которого являюсь я, пришел вопрос: "Когда начинаются и заканчиваются церковные сутки". Я поняла, о чем вопрос. Очевидно, речь идет о том, когда можно супругам исполнять свой долг, когда начинать и оканчивать пост (т.к. во вторник вечером, к примеру, у многих уже среда, а это значит, что и едят постное, и остальное исполняют относительно среды и пятницы, а вечером (у кого с 15.00, у кого - с 17.00) в среду и пятницу - в это время уже не держат поста и т.д.). Но поскольку у разных батюшек это время разное (а в этом, думаю, очень большая ошибка - нам и так не доверяют, а тут еще путаница), потому, наверное, посетитель сайта и уточняет - когда по канону начинаются и оканчиваются церковные сутки.
И еще вопрос, который, думаю, волнует не только меня. Почему священники выносят спор по очень важным (и догматическим в том числе) вопросам на
страницы читаемых журналов и газет? Православные - как с опытом, так и
неофиты - очень искушаются. Кому верить?- задаются они вопросом. Знаете, сегодня, когда большинство хотят узнать Бога умом, очень важно, чтобы была достоверная информация, а не та, которая все время оспаривается. К
сожалению, такие распри между духовенством не только способствуют
оскудению веры и порождению сомнений, а и вносят некие элементы раскола. Пишу, т.к. неоднократно встречалась с этим. Я и о вопросе об ИНН, о канонизации И. Грозного, о том, как правильно "пресуществление Святых Даров" или "преложение" и т.д. Должна же Церковь как-то повлиять на священство, чтобы не шарахались люди, придя на какой-то православный приход, и не убегали в секты? С ув., Лариса
Архимандрит Рафаил отвечает:
Лариса!
1. В Ветхом Завете и в апостольские времена сутки начинались вечером; это времяисчисление сохранилось в храмовом богослужении, которое начинается с Вечерней. В настоящее время, по твердо установившейся традиции, сутки исчисляются с полуночи, то есть после 24ч. ночи. Поэтому пост в среду и пятницу также начинается после 12 ч. ночи. Надо следовать установившемуся во всех Православных Церквях порядку.
2. Что касается второго вопроса, то каждый православный христианин обязан не только исповедовать православную веру, но хранить ее, защищать ее, и учится ей.
3. Насчет неофитов: они должны начать свое религиозное образование с катехизисов, что было традицией Церкви, в частности духовных школ. Здесь нужна определенная последовательность, как и в любой науке. К сожалению, мы поставлены перед печальным фактом: что одобренные Церковью катехизисы и догматические книги в последнее время стали подвергаться тенденциозной критике, и эта критика выплеснулась в народ в форме аудиокассет и публицистики.
4.Что же делать священникам и мирянам, долг и совесть которых требует и обязывает защищать Православие? Поневоле они должны вступить в полемику с реформистскими и модернистскими выступлениями. Церковь всегда учила истине; а модернисты учат о том, что Церковь ошибалась, и в этом как раз соблазн и искушение для неофитов. Учение Церкви отличается от мирской науки и культуры тем, что оно основано на Откровении, поэтому не развивается, не эволюционирует, а открывается и усвояется. Святой Василий Великий пишет: «В Церковь вводит раскол тот, кто вводит новшество». Защиту Православия против вылазок реформаторов вовсе нельзя назвать «распрей между духовенством», так как личные отношения здесь не играют роли; более того, большинство, ведущих дискуссию или полемику, лично не знакомы друг с другом. Ни один из современных богословов не написал по значимости подобное тому, что создали богословы и церковные историки 19-го столетия. И эти реформаторы, не имеющие ни эрудиции, ни духовности прошлых богословов и иерархов, которые были в жизни подвижниками и сделали 19-ое столетие «серебряным» веком богословия, развязано критикуют их, как педагоги, которые ставят отметки малышам. К сожалению, яд модернизма уже брошен в народ. Так что приходится, хотя бы отчасти, нейтрализовать его действия противоядием. Поэтому я думаю, что вы поспешно назвали это «распрями».
Странно, что вы соединили в одной фразе пресуществление Святых Даров и желание некоторых радикалов канонизировать Иоанна Грозного. Слова «пресуществление Святых Даров» находятся в вероучительных книгах Православной Церкви, принятых полнотой всей Церкви; а канонизация Иоанна Грозного показывает только, что в околоцерковной среде копошатся беспринципные политиканы. Надо сказать, что образ Иоанна Грозного импонировал кремлевским диктаторам. Святейший Патриарх Пимен подтвердил термин «пресуществление Святых Даров» (см. книгу «Мысли русских патриархов»); а Святейший Патриарх Алексей II решительно отверг всякие попытки даже поднять вопрос о канонизации Иоанна Грозного. Знаменитый историк и патриот Карамзин сравнивал правление Иоанна Грозного с адом, который выплеснулся на землю. Что же касается вашего опасения, что разногласия уведут людей в секты, то могу заметить, что за свою многолетнюю священническую жизнь, я еще не слышал ни об одном человеке, который бы ушел из Церкви в секту по причине богословских разногласий между священниками в прессе. Обычно здесь имеют место другие, более материальные причины. Желаю вам всего доброго! Архимандрит Рафаил.
|