Вопросы и ответы: Общие вопросы
[20/12/2007] Катя спрашивает:
Уважаемый отец Рафаил!
Прочитала Ваш ответ на вопрос Сергея об использовании презерватива и хотела бы уточнить: если уступаешь не из-за того чтобы получить удовольствие, но ради сохранения семьи (у меня муж неверующий, сам предохраняется,т.к. больше двоих детей не хочет) будет ли это считаться для меня грехом. Как надо это исповедовать? Вроде бы и не блуд получается? Наверное, разрушение семьи все-таки больший грех?
2. Как обьяснить страдания детей (например, медленно умирающих от голода в Африке, в шоке от фотовыставки), ведь Бог-любовь?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Екатерина! Грех, совершенный под психологическим насилием, меньше, чем добровольный, но, все-таки, не перестает быть грехом. Беда и слепота человека в том, что он видит концентрат наслаждений в сексе и этим заслоняет для себя высокие христианские идеи, и отнимает ту радость, которую может получить, исполняя волю Божию. Трагедия в том, что человек превращается в сексуальное животное, с нарастающими элементами патологии. Честнее прямо называть грех грехом, чем пытаться его оправдать, или, еще хуже, просить благословения на грех.
2. Бог не создал смерть и не радуется гибели человека. Смерть и страдания – следствие греха, грех – следствие свободной воли, вернее, неправильного употребления воли в выборе между добром и злом. Грех ввел в мир смерть и превратил историю человечества в драму, написанную слезами и кровью. Человечество это единое поле, на котором растет вместе пшеница и ядовитые растения (притча о плевелах). Грех не только отравляет души людей, но создает трагические ситуации. Одно из самых тяжелых переживаний для человека видеть страдания и смерть невинных детей. Человечество происходит из одного корня. Грех как червь поразил этот корень. В метафизическом плане человечество это единство во множественности, и поэтому все оно участвует в трагедии грехопадения и его последствий. Господь создал человека для вечности, и поэтому сама смерть является началом новой жизни. За страдания невинных детей Господь даст им утешения, которые неизмеримо превысят их страдания. Здесь на земле мы можем знать только отчасти, как бы познавать предметы, рассматривая их тени, а в вечной жизни мы увидим то, что для нас здесь тайна, и тогда перед нами откроется промысл Божий в его величии и свете любви. Советую вар почитать книгу протоиерея Валентина Свенцицкого "Диалоги", где он рассматривает эти вопросы с большой глубиной. Помоги вам Господи.
|