Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[18/12/2007] Лидия спрашивает:
Благословите, о.Рафаил!
Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос.
Прочитала у Иоанна Лествичника: «Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы; но пекущиеся о чистоте не бывают таковы». (Степень 15. О целомудрии.) Это относится к особенностям духовной жизни аскетов, или присуще всем, старающимся жить духовной жизнью? Но в любом случае меня это озадачило, ведь это можно понять как холодность и черствость. А батюшка Серафим? Поясните, пожалуйста.
Заранее спасибо и дай Вам Бог здоровья!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Лидия! Склонные к сладострастию хотят своею сострадательностью и делами милосердия как бы подкупить Бога, чтобы спастись и вместе с тем не расстаться с блудным грехом. Здесь сама милость рассматривается как своеобразная индульгенция. Но не за какую плату, – пусть это будет милостыня бедным или подвиг служения людям, – Бог не может соединиться с душой блудника, наполненной грязью. Поэтому их надежда – тщетна. Что касается святых, то их сострадательность и милосердие проистекали от действия благодати. Можно сказать, что их любовь к людям была отражением любви к Богу. Преподобный Иоанн Лествичник предупреждает нас о том, что без целомудрия не может быть истинной любви и милосердия, что под видимой милостыней живут страсти и эгоизм. Теперь много говорят о любви, которая выше всех законов и правил, но если разобраться, то здесь дело идет об оправдании прелюбодейной любви, о вседозволенности, прячущейся под имя "любовь". Призываю на вас Божие благословение.
|