Вопросы и ответы: Общие вопросы
[18/12/2007] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
1. По временам стал испытывать странные ощущения: хочется кричать и выть, упасть на пол и забиться в судорогах, ощущение - словно что-то хочется с себя стряхнуть или из себя вытряхнуть. Что это - от физического переутомления или плата за Иисусову молитву? Как поступить?
2. Батюшка, не смотря на попытки заниматься Иисусовой молитвой, читать Святых Отцов и прочее, замечаю, что помышления мои - не в вечности, а все-таки в этой жизни. Не в том плане, чтобы устроиться с комфортом, избежать труда, а в том, чтобы еще здесь получить какое-то утешение, покой внутри себя.
3. Вы иногда с неодобрением отзывались о случаях, когда монахи покидали Афон, по-моему, по поводу Паисия Святогорца и архимандрита Софрония. Не можете ли Вы пояснить свою позицию в этом отношении? Приходилось ли Вам самому бывать на Афоне?
4. Прочитал об истории с наказанием и прощением иконописца архимандрита Зинона. Познакомился с его книгой "Записки иконописца", посмотрел иконы. И не знаю как к этому относится. Что Вы скажите об этой истории, об иконах отца Зинона?
Дай Вам Бог здоровья! Спасибо.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! 1. Не утверждаю, но возможно, что невротические состояния, случающиеся с вами, происходят от того, что вы пробовали творить сердечную Иисусову молитву без изменения образа жизни и контроля над внешней информацией, особенно литературы и телепередач страстного характера, что создало у вас тяжелый внутренний надрыв. 2. Здесь, на земле, покой – это дремота на камне, под которым змеиная нора. 3. Монах дает клятву - не покидать обитель, в котором он принял постриг, без благословения игумена или епископа; в еще большей степени это правило соблюдалось на Афоне. Была даже практика, когда монахов, приезжающих на Афон для жительства, вторично постригали. Покинуть Афон – это значит променять лучшее на худшее, то есть создать опасную инерцию духовного скольжения вниз. Но бывают исключения. У меня было недоумение насчет того, что старец Паисий, пользовавшийся большим уважением на Афоне, перед смертью покинул Святую Гору. Но когда я ближе познакомился с его жизнеописанием и особенно когда я посетил его могилу и увидел созданный им монастырь, то мои недоумения рассеялись, и я понял, что это был последний подвиг его земной жизни – создание монастыря, в который он стремился перенести хотя бы частицу Афонского духа. Сама благодать, обитающая на месте погребения старца, свидетельствует об этом. Я слышал также, что старец, предчувствуя смерть, хотел умереть на Афоне, но Господь рассудил по-другому, и сама его могила стала святым местом и краеугольным камнем для созданного им монастыря. Я бывал на Афоне, и с любовью вспоминаю этот уголок земного рая. 4. Мне кажется, что иконы архимандрита Зенона, написанные после его увлечения папизмом, потеряли внутреннюю жизненность и превратились в схему, а также у него снизилось не только духовное, но и эстетическое восприятие иконы. На меня удручающее впечатление оставила икона святого митрополита Филарета с клеймами, где изображен Пушкин, одетый в античную тогу, с лирой в руках. Дай Господи, чтобы его покаяние стало бы возрождением его иконописного творчества. Призываю на вас Божие благословение.
|