Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[17/12/2007] Александра спрашивает:
Благословите, о.Рафаил, на очень сложный вопрос для меня. Я не понимаю, почему мы крестимся "щепотью". Даже посмотреть на иконы св. Николы Чудотворца, у него пальцы сложены иначе. Но это "иначе" сравнивается с тем, как крестятся якобы старообрядцы. Я тоже привыкла так креститься, возможно потому, что моя мама считается старообрядкой. А в церкви требуется креститься "щепотью", потому, что так положено. А какой в этом заложен смысл, или надо просто этому следовать не задумываясь? Мне неудобно за свой вопрос, простите если я Вас смущаю. Но мне это очень важно. Спаси Господи.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Александра! Крестное знамение включает в себе ряд священных символов. Трехперстное сложение пальцев, которое вы почему-то назвали "щепотью", символизирует Святую Троицу – Три Ипостаси в единой природе. Два меньших пальца, пригнутых к ладони, означают две природы – божественную и человеческую – в лице Иисуса Христа. Что же касается крестного знамения у старообрядцев, то указательный и средний пальцы знаменуют две природы Иисуса Христа, а большой палец, безымянный и мизинец, пригнутые к ладони, - сошествие Христа на землю. Как видите, в старообрядческом перстосложении отсутствует символика главного догмата христианства о единстве Святой Троицы. Мы не отрицаем крестного знамения старообрядцев, но говорим, что наше крестное знамение символически богаче, и представляет из себя как бы сокращенный Символ веры. При совершении крестного знамени старообрядцы доводят вертикальную линию руки до нижней границы груди, а мы продолжаем ее ниже, знаменуя этим, что крест освящает три силы души: мысленную, волевую и чувственную. Что касается иконы Святителя Николая, то у него сложены пальцы для священнического благословения, и заключает в себе сокращенное имя Иисуса Христа. Помоги вам Господи.
|