Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О молитве



[17/12/2007] Сергий спрашивает:

Отец Рафаил, благословите!

1.При прохождении Иисусовой молитвы некоторые отцы советовали держаться всегда какой-либо одной ее словесной формы не отвлекая ум и внимание на перемену молитвенных слов(например, свт.Игнатий Брянчанинов), другие советовали изменять форму молитвы в зависимости от обстоятельств жизни или внутреннего настроения или состояния (например, свт. Феофан Затворник). Скажите, отец Рафаил, как примирить эти два святоотеческие мнения и как определить какое из них более уместно применять к своей молитве.

2. Хочется узнать, знакомы ли вы с практикой умного делания таких современных афонских отцов, как отец Иосиф Исихаст, отец Харалампий Дионисиатский, отец Ефрем Катунакский, отец Порфирий Биарактарис, отец Никодим Карульский. Как вы к ней относитесь? Не прелестна ли она? Можно ли ей руководствоваться нам грешным?

3. Современная афонская традиция умной молитвы большей частью определена словесной формой Г.И.Х., п.м., но в русской традиции Иисусовой молитвы главный акцент делается на покаянном слове "грешнаго". Как вы считаете возможно ли сохранить главное в умной молитве - покаяние, при опущении этого слова. Не может ли привести опущение этого слова к искажению главного смысла молитвы - осознания своей греховности и соответственно к прелести?

С уважением, испрашивающий Ваших молитв, грешник Сергий.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Сергий!

1. Между святыми Игнатием Брянчаниновым и Феофаном Затворником нет противоречий в учении о молитве: один и другой писали от благодати и опыта, которые стяжали на пути молитвенного делания. Попробуйте оба метода и выберите то, что отвечает вашему внутреннему устроению. Здесь задача одна: научиться держать ум в сердце через слова молитвы.

2. Я не нашел в молитвенной практике афонских отцов противоречий с учением древних подвижников.

3. Афонская жизнь требует постоянного труда и разнообразных послушаний. Поэтому афонским монахам удобнее говорить пятисловную молитву. Святой Григорий Богослов советовал по временам сокращать 8-словную молитву до 5-словной, чтобы дать некоторый отдых для ума. Можно говорить и два слова "Господи, помилуй" с глубоким покаянием. Святой Феофан Затворник произносил Иисусову молитву в 7-словной форме, исключая последнее "мя грешнаго". Я не отвергаю ни один из видов молитвы, но отдаю предпочтение традиционной восьмисловной форме.

Взаимно прошу ваших молитв. Призываю на вас Божие благословение.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили