Вопросы и ответы: Общие вопросы
[16/10/2007] Андрей спрашивает:
Отец Рафаил! Почему христианину надо анафемествовать учение Платона? Платон учил о вечных идеях которые актулизуется в нашем мире через матеральные предметы. Наш мир лишь слабо отражает предвечные идеи (Миф о людях в пешере). Апостол Павел также писал что мы увидим какой мир на самом деле лишь по сторону человеский истории тоесть после пришествия Христа. Платон был пантеизмом, но христианство это строго теистическая религия и пантеизм абсалютно чудж христианству. Пантезм никогда не пыталься проникнуть в христианство а анафемаствовать можно лишь то что когда то пыталось проникнуть в догматику.
P.S Учение М. Экхарта было предано анафеме, однако это было на Западе после раскола. На Руси подрожателем Экхарта стал философ Сковрода, однако я не слышал что бы его предали анафеме. Прощу помочь. В Христе
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! Анафеме были преданы те платоники, которые хотели соединить христианство с платонизмом. Одна из анафем гласит: "Анафема тому, кто считает существами идеи Платона". Идеи Платона это реалии, а не абстракции и отвлеченные понятия. Для Платона идеи более реальны, чем материальные предметы. Что же касается апостола Павла, то в данном случае он пишет о степени и возможности человеческого познания, которые раскроются в будущем веке, а не о объективной действительности, как предмета познания. Вы ошибаетесь, что пантеизм никогда не пытался проникнуть в христианство; он пытался, начиная от древних гностиков, современников апостолов и апостольских мужей, до Владимира Соловьева и протоиерея Сергея Булгакова (их пантеистическое учение о Софии, сходное с "миром идей" Платона). Сковорода не выступил с собственной религиозной системой; в своих трудах он был философом, а не богословом. Церковь анафемсвует ересь как искажение и извращение православного вероучения, а не философов с их ошибками.
|