Вопросы и ответы: Общие вопросы
[16/10/2007] Михаил спрашивает:
Уважаемый отец Рафаил! Спасибо Вам за книги.
1. Вы наверное знакомы с комментариями Е.А.Авдеенко к книге Бытия.(вышел диск с его беседами на р.Радонеж). Я обнаружил у него ряд оригинальный идей, которые не встречал у Св.Отцов, но которые мне впрочем очень понравились. Хотелось бы узнать ваше мнение, нет ли у него ложных выводов ? Можно ли рекомендовать знакомым это толкование.
2. Интересуюсь образной символикой ветхозаветной Скинии ,Храма Соломона и православного Храма. Купил книгу Щедровицкого "Введение в Ветхий Завет". У него половина агадических толкований , половина ссылки на апостолов и практически нет толкований Святых Отцов!!! Можно ли доверять иудаизму в толковании образов ветхозаветной скинии? И кого из православных Отцов можно почитать на эту тему?
Архимандрит Рафаил отвечает:
1. К сожалению, я не знаком с комментариями Авдеенко и поэтому ничего не могу сказать насчет этого вопроса. Но я сомневаюсь, что наш век – это время оригинальных идей, которые бы дополняли святых отцов. Поэтому, не отрицая современной экзегетики, я отношусь к ней осторожно. Впрочем, я говорю не лично об Авдеенко, а абстрактно – о духовном снижении нашего времени и частой подмены духовного душевным.
2. Щедровицкий, кажется мне человеком, с неопределенным теософским мышлением. Он незаурядная личность, но его теософская и унианальная "всеядность" для меня неприемлема. У христианина, кроме фактических знаний, еще должен выработаться стиль православного мышления; а чтение подобных книг направляет мысль по другим, неизвестным руслам и запутывает ее. Некоторые сведения о Соломонове храме содержатся у Иосифа Флавия, но толкования преобразовательных образов скинии у него, разумеется, нет. Можете найти некоторые сведения у Фаррара. Больше всего материала вы найдете в экзегетических произведениях святого Иоанна Златоуста, а также святого Кирилла Александрийского в его аллегорических толкованиях Закона Моисея, но они рассыпаны как бисер по их книгам, а не собраны вместе. Праобразы Ветхого Завета раскрываются в Новом Завете; поэтому иудаизм, отрицающий Новый Завет и пришествие Мессии, не может дать их правильного толкования. Помоги вам Господи.
|