Вопросы и ответы: Общие вопросы
[16/10/2007] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
1. Батюшка, священник на исповеди сказал супруге, что в грехе аборта надо обязательно каяться на КАЖДОЙ исповеди. Насколько это верно?
2. Скажите, пожалуйста, свое мнение о книгах Сергея Аверинцева, посвященных культуре Византии. И о нем, как о человеке.
3. Разрешите использовать вопросы-ответы с Вашего сайта для публикации в газете, в которой я работаю, на странице "Азбука православия". Разумеется, с указанием сайта. Постараюсь, в меру своего разума, отбирать вопросы общезначимые.
Спасибо!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий!
1. Грех исповедуют один раз и не повторяют при следующей исповеди, если только он был исповедан достаточно полно и ясно, так что священник знал, что прощает и разрешает. Здесь, мне кажется, смешаны два понятия: исповедь и покаянное чувство.
2. Книги Сергея Аверинцева написаны на высоком научном уровне и прекрасным литературным языком. Но большинство его трудов было создано в период коммунистической деспотии, так что ему приходилось выбирать наиболее приемлемую форму, не выходящих из рамок официальной идеологии, и в тоже время сохранять христианское содержание. В этом отношении он сделал все, что мог. Однако ему приходилось пользоваться атеистическим лексиконом, в целях конспирации своих христианских воззрений. Поэтому его произведения предназначены для узкого круга, подготовленных к ним читателей. После падения коммунистического строя он получил возможность говорить своим языком, но остался верующим ученым, а не выразителем церковно-православного учения. В своих переводах он помещал наряду со святоотеческими произведениями апокрифы и отрывки из гностических книг, так что неискушенный читатель может запутаться, читая их. В последний период своей жизни он примкнул к реформаторско- модернистическим кругам, которые проявили себя как внутренняя оппозиция Церкви, а затем эмигрировал в Австрию. Он был одним из блестящих византологов. Но, к сожалению, живя на стыке эпох, не сумел полностью реализовать своих возможностей и эрудиции. Есть выражение "Поэт – для поэтов", так, например, называли Кузьмина; а Аверинцев это "ученый – для ученых". Неподготовленной аудитории его произведения могут оказаться "камнем преткновения". Лично я с Аверинцевым не был знаком, поэтому не могу ничего сказать о нем, как о личности. Думаю, что у него не было правильной церковной позиции и достаточного смирения, чтобы осознать это.
3. Недавно вышла моя книга "На камени веры", которая составлена из вопросов-ответов с моего сайта. Из нее вы можете заимствовать интересующий вас материал. Что касается остальных вопросов-ответов, то готовится и второй том, так что пользоваться пока еще неопубликованным материалом будет некорректно по отношению к издателю. Призываю на вас Божие благословение.
|