Вопросы и ответы: Общие вопросы
[14/10/2007] Валерия спрашивает:
Благословите, отче! С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы Вас! Рады возможности снова слышать Ваше слово. Желаем Вам здравия душевного и телесного на многие годы. Отче, пока Вас не было, я блуждала по сайту в рубрике "вопросов и ответов", много нашла для себя полезного. Но вот когда прочла Ваше мнение об о.Софронии, стало больно. Вы называете его гибридом интелегенции и Афонских преданий, а греческие подвижники называют его святым. Один из его учеников - архим. Захариос написал книгу о теологии св.Силуана и старца Софрония, и когда он зачитывал главы из этой книги (в течении двух дней) для православных священников Америки, епископ Василий сказал что это благославенные для них дни, что они могут быть свидетелями живущей Традиции! То есть, они могут слышать ученика о.Софрония, который есть ученик св.Силуана. Вы обвиняете о.Софрония в оригенизме, я не помню чем он (Ориген) "отличился", но, кажется, Церковь предала его анафеме. Неужели о.Софроний, который переписывался со св. Иустином Поповичем, навещал больного еп.Николая Велимировича, а самое главное - был единственным учеником св.Силуана, может быть заподозрен в чем-то еретическом? Отче, может у Вас мало информации об о.Софронии? Я была бы рада написать Вам больше о нем, но размер письма ограничен. Если Вы хотите, укажите, пожалйста, адрес куда написать. О.Рафаил, простите меня за дерзость. Я очень считаюсь с Вашим мнением, оно мне дорого и ценно, поэтому я и хочу "заставить" Вас полюбить о.Софрония. (Его многие не понимали). Простите еще раз. Благословите.
Валерия
Архимандрит Рафаил отвечает:
Валерия! Взаимно поздравляю вас с Праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Что касается о. Софрония (схиархимандрита Серафима), то он и преподобный Силуан – не равнозначные духовные величины. Писать о схимонахе Силуане это еще не значит постигнуть глубину его духовного опыта. Впрочем, книга "Старец Силуан" – лучшее, что написал О.Софроний. В других его книгах вы увидите только фрагменты его размышлений, с некоторым налетом гуманизма. Язык святых – это другой язык. Я говорил о "привкусе оригенизма" в некоторых сентенциях о.Софрония; например, он пишет в книге "Старец Силуан" о подвижнике-пустыннике, который рассказывает о своем видении: Христос является пустыннику и говорит ему, что те, кто хотя бы раз в жизни призвали имя Иисуса – спасутся. При этом о.Софроний отказывается интерпретировать весьма странное и подозрительное видение пустынника, а приводит его как назидание. Между тем, Господь учит другому: "Не всякий говорящий, Господи, Господи, войдет в царство небесное". Что касается Оригена, то напомню, что он учил о всеспасении, что в сущности является нивелированием человеческой личности и уравнением добра и зла. В книге "Старец Силуан" есть мысль о том, что любовь не может потерпеть существование ада. Буквально понятые эти слова являются отрицанием вечных мук – того догмата, который особенно неприемлем для гуманистически настроенной интеллигенции. Иеромонах Софроний, как и епископ Василий Кривошеин (если это тот, о котором вы упоминали), не смогли остаться на Афоне, именно потому, что они не были пропитаны духом Афона, и предпочли другой образ жизни и другой стиль монашества. Кроме того, епископ Василий Кривошеин стал активным участником экуменического движения и завсегдатаем экуменических съездов. Поэтому они не могут представлять собой афонскую традицию (монахи Афона единодушно отвергают экуменизм). Теперь стало принято писать сочинения и лекции о исихазме, который недоступен для понимания тех, кто опытно не прошел этот путь. Теперь пишут диссертации о святом Григории Паламе, о прп. Симеоне Новом Богослове, и т.д., преломляя через свой душевный ум духовный свет творений великих аскетов и тайнозрителей. Но от этого он не становятся понятнее; скорее здесь происходит профанация святыни. То, что прежде хранилось за стенами монастырей и в глубине книгохранилищ, вынесено перед широким кругом читателей, совершенно неподготовленным к этому. Вы любезно предлагаете мне сообщить информацию об о.Софронии. Я благодарен вам и охотно ознакомлюсь с ней. Но все-таки, должен сказать, что для меня информация о духовном писателе – это, прежде всего, его собственные книги, а не биографические сведения. Я был знаком с учеником о.Софрония иеромонахом Илларионом – голландцем по национальности, недавно скончавшемся на Афоне в Ксиропотамском монастыре. Он ушел от о.Софрония по ряду причин, и вспоминал о нем с двойственным чувством, хотя вполне корректно. Так как это была личная беседа, то я не могу ее передавать. Что же кается ваших слов: "я и хочу "заставить" Вас полюбить о.Софрония", то могу сказать, что я во многом благодарен о.Софронию за книгу "Старец Силуан", которую мне удалось прочитать в своей молодости, и поэтому, в какой-то степени я тоже люблю его, и мне тяжело встречать в его книгах диссонансы. Призываю на вас Божие благословение.
|