Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[21/08/2007] Игорь спрашивает:

Уважаемый отец Рафаил!
Ваша статья о Гераклите помогла лучше понять природу идей гегельянства. Предупрежден значит вооружен.

А как быть с Аристотелем и Платоном? В чем их учения противоречат православию, какие их идеи представляют особую опасность? Кто из Отцов Церкви писал против них и где можно об этом узнать?

Читал о том, что католичество испытало сильное (и неблагоприятное) влияние идей Аристотеля (и Маймонида). Что Вы об этом думаете? Спрашиваю, потому что современный анти-христианский мир возвеличивает всех этих философов и порой трудно разобраться, что конкретно в их учении неприемлемо.

Простите за то, что отнимаю Ваше время. Надеюсь, Ваш ответ будет полезен и другим. Многие Вам лета!


Архимандрит Рафаил отвечает:

Игорь! Теогония Платона и платоников – это картина деградации Божества, последней стадией которого является материальный мир – ступень между бытием и небытием. Учение Платона, которое некоторые философы пытались соединить с христианством, в древнее время вызвало тринитарные ереси, а именно, представление о субординации лиц Святой Троицы; в сравнительно недавнее время из платонизма возникла ересь софиологии. Что касается Аристотеля, то в его теологии творец выступает как демиург, оформляющий вечную материю; впрочем, трудно решить, кто Аристотель: пантеист или дуалист? Для Аристотеля форма это воплощение идеи. Аристотель, прежде всего, гениальный систематизатор; можно сказать, что он отец европейского ( а через арабов и исламского) логизма, как науки. Его влияние на христианство было менее опасным, чем Платона. Однако злоупотребление категориями Аристотеля в вопросах теологии привело к схоластическому мышлению, где сверхлогичное и трансцендентное нередко становилось объектом для рассудочной аналитики; если можно так сказать, неумеренное увлечение Аристотелем иссушало западную теологию. На поместных Константинопольских соборах 12-го века, так называемый христианский платонизм в лице Сотириха и его последователей был осужден ("Принимающим как действительность идеи Платона – да будет анафема"). Преподобный Иоанн Дамаскин в своих "Философских главах", ориентированных главным образом на Аристотеля и Порфирия, говорит, что заимствовал оружие у противника, чтобы этим же оружием бороться с ним. Древние отцы Церкви пользовались материалом из античной философии для лучшего раскрытия своих мыслей, для систематизации и уточнения терминологии, но делали это с большой осторожностью. В этих случаях они смотрели на философию как на служанка теологии. Но поздняя схоластика, попав под влияние метафизики и категорий Аристотелем, сделала из философии подругу, а затем соперницу теологии. Если у вас будут более конкретные вопросы, то я постараюсь ответить вам, хотя, предупреждаю, что я не историк философии, и, в этом отношении, многие люди могут дать более компетентный ответ. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили