Вопросы и ответы: О молитве
[31/07/2007] Дионисий спрашивает:
Отец Рафаил,благословите.
Почитая св.иконы мы в своей молитве обращаемся не к ним,но к святым,чьи лики изображены на них.
Мы молимся не "святая икона,помоги мне",но "святой такой-то,моли Бога о нас"
Однако почитая Пречестный и Животворящий Крест Господень мы можем обращаться в молитве не к Господу,а именно ко Кресту,как к некоему существу, говорим Кресту : "радуйся", "помогай мне со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми".
Но ведь Крест- это все-таки неодушевленное орудие.Разве он может испытывать радость?
Как это понимать согласно Учению Церкви?
И получается,судя по разным молитвенным обращениям- есть некое существенное различие между почитанием св.икон и почитанием св.Креста.
В чем оно?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дионисий! Надо отличать богословский язык от языка священной поэзии. Богословский язык, как и философский, это язык идей и понятий, строгих формулировок и точных семантических определений. А язык священной поэзии, которой относится Псалтырь, каноны и акафисты и вообще храмовая гимнография, это гносис человеческого сердца, и поэтому здесь широко употребляются метафоры, символы, олицетворения, и различные виды троп. Например, в Псалтыри содержатся такие олицетворения, где стихия радуется - «горы взыграли, как овны», и вместе с человеком прославляют Господа «хвалите Его солнце и луна». На самом деле, это мы, через созерцание природы представляем ее Творца. «Радуйся, Кресте Господень» означает, что Крест, на котором совершилось спасение, – причина нашей вечной радости. В одном из пасхальных песнопений говорится: «Ликуй, ныне, и веселися Сионе»; верующее сердце сразу понимает, что не гора веселится, а на Сионе совершилось схождение Духа Святого, образование христианской Церкви и начало освящения вселенной. Поэтому метафорическом смысле творения Божия ликуют и радуются вечному свету, воссиявшему с Сиона. В старое время в училищах и академиях преподавался предмет «Поэтика» – в некоторой степени аналог теории литературы, где разбирались различные жанры и стили, а также изобразительные средства языка: тропы, синекдоха и т.д. Это было необходимо для понимания священных текстов, а тем более, экзегетики. К сожалению, в наше время такие знания сведены к минимуму, и этим пользуются некоторые литературные шалопаи, чтобы, смешав жанры, сбивать с толку людей и протискивать свои мнения. Призываю на вас Божие благословение.
|