Вопросы и ответы: Общие вопросы
[30/07/2007] ВЛАДИМИР спрашивает:
Честный отче,благословите! Для меня, воцерковленного православного человека,всегда было трудно принять заповедь Спасителя о подставлении ланиты под удар. Буквальное исполнение заповеди может сделать человека изгоем в школе, на военной службе,или, не дай Бог,в заключении;привести к трагедии. Если человек не смеет защитить себя,то он не защитит и "алтари и очаги". Может быть, эти слова Нагорной проповеди есть метафора, яркая восточная фигура речи?
Объясните,пожалуйста. Спаси Христос! Владимир, г.Воронеж.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Владимир! Преподобный Антоний Великий сказал: "Если не можешь подставить вторую щеку, то, по крайней мере, не отвечай на удар ударом". Однако если надо защитить другого человека, то следует применить силу. Также допустимо физически защищать себя. Но могу вам сказать, что сразу видно, почему человек перенес удар, не ответив обидчику – из-за страха или, напротив, из-за самообладания, перенеся оскорбление мужественно и спокойно. Вы пишете, что человек, не постоявший за себя, может стать изгоем. Думаю, что здесь имеет главное значение другой фактор: испугался человек этого удара или нет. Обычно трусы вообще не прощают обид, а при возможности проявляют жестокость. Я вспоминаю случай из византийской истории. Один из полководцев по имени Фока, поднял мятеж против императора Маврикия, который оказался покинутым своим войском. "Кто этот Фока?" – спросил император у приближенных. "Отъявленный трус" – ответили придворные. "Если он трус, то он убьет меня"- сказал император. Так и случилось. Фока казнил не только императора, но и всю его семью на его глазах. Слова Иисуса Христа содержат в себе буквальный, символический, анагогический и духовный смысл. Здесь нет противоречий. Иносказание не упраздняет прямого значения речи, а раскрывает в нем духовные аспекты и семантическую глубину. Призываю Божие благословение.
|