Вопросы и ответы: Общие вопросы
[27/07/2007] Алексей спрашивает:
Отец Рафаил, спасибо за все Ваши ответы. Помогите, пожалуйста, разрешить следующие недоумения. 1.В некоторых руководствах по исповеди упоминается грех скверноядения, которое состоит в «принятии пищи и питья, которые запрещены в законе Божием. Например, употребление в пищу чаек, тушканчиков или змей». Но я всегда считал, что ветхозаветное деление пищи на чистую и нечистую в Новом Завете отменяется. Мнения разных священников почему-то сильно расходятся в этом вопросе. Также я прочитал, что в требнике есть молитва о скверноядших. Выходит, пища все же может быть нечистой? 2. Существуют ли правила для мирян о принятии пищи в определенные часы? Вопрос возник из-за того, что я прочитал, будто прием пищи не в установленное время является грехом. С уважением, Алексей.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Алексей! 1. Святой Василий Великий пишет: «У нас нет запрещенной пищи, но вряд ли кто-нибудь будет есть мясо ястреба, не пригодное для пищи». Пищевые запреты сохранили некоторые старообрядческие толки и общины. Употребление в пищу мышей или крыс, тоже может рассматриваться как скверноядение. Поедание трупов животных, которые погибли о какой-то болезни или начли разлагаться – тоже скверноядение. Я думаю, что чтение безнравственной литературы или рассматривание эротических фильмов, которыми напичканы телепрограммы – тоже скверноядение, еще худшее, чем употребление мяса змей. И на это надо обратить современному человеку главное внимание. 2. Грех беспорядочного питания (разновидность чревоугодия), когда человек ест в промежутках между обычными приемами пищи, то есть, целый день жует как кролик. Таких людей праведный Иоанн Кронштадтский сравнивал с ходячей кухней, у которой постоянно дымит труба. Помоги нам Господи не только рассуждать, но и исполнять.
|