Вопросы и ответы: О молитве
[23/07/2007] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
1. Процентов 99 всех действий, движений и слов мы совершаем совершенно автоматически, без осмысления. Это заметил, когда стал произносить про себя Иисусову молитву и следить, чтобы ее слова произносились осмысленно. Все действия замедляются, спокойнее говоришь, неспешно движешься и т. д. Хотя все вокруг подталкивает – быстрей, быстрей! Прп. Исихий говорит о том, что молящийся всегда вращается во внутреннем своем, и Вы пишите о вращении духовных сфер. ВРАЩАЮТСЯ, но не вертятся и не крутятся, то есть все и должно быть медленно. Замедление, которое производит молитва, меня не пугает и не мешает. Все нужное успеваешь. Однако я не знаю, может быть тут что-то и не так…
2. Свт. Феофан пишет: «Писал я вам не раз, чтобы вы записывали в особую тетрадь мысли, приходящие во время молитвы и кроме ее, - такие мысли, которые, пришедши, не скоро отходят, а долго занимают ум и сердце и своим образом благоустраивают душу». Для образца святитель послал адресату подобную тетрадь. У меня есть желание завести такую тетрадку, но я опасаюсь своего ума – очень он у меня резвый и перекормленный. Батюшка, благословите ли Вы меня делать такие записи?
Дай Вам Бог здоровья!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! 1. Читайте молитву в том темпе, при котором вам легче соединять ум со словами молитвы. Слишком быстрая молитва может перейти в механическую; а слишком медленная - превратиться из молитвы в рассуждение – не в беседу с Богом, а в рассудочный анализ слов. 2. Записи мыслей, приходящих во время молитвы, - это духовный дневник и вехи пройденного пути; но надо записывать то, что внутренне пережил сам, именно пережил, а не придумал. Призываю на вас Божие благословение. Желаю вам здоровья – душевного и телесного.
|