Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[21/07/2007] Гурами спрашивает:

Благословите,Отец Рафаил! Хотел бы продолжить тему Игоря о изображение Бога - Отца на иконах в виде Старца. Вы пишите:
"Духа Святого тоже никто не видел воочию, однако Его изображают на иконах в виде голубя. Святую Троицу тоже никто не видел, однако Ее пишут в виде трех ангелов..."Но так наверно потому и пишут,что человеческое око, Их видело именно в таких образах. Изображать на иконах Святой Троицы Бога Отца в виде Старца в православие проникло из запада,так,как на древних восточных иконах такое, насколько известно не встречается. Хотя в Откровение есть видение Бога Отца в образе Старца, Ветхого денми, св. Иоанн Дамаскин говорит: "Мы не изображаем Господа Отца потому, что не видим Его, если бы мы видели Его, то и изображали бы". Разъясните, пожалуйста очень интересно. Спаси Вас Господь.С уважением Гурами.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Гурами! Правило 6-го Вселенского Собора запрещает символически изображать Иисуса Христа в виде агнца, так как Христос принял на Себя человеческое естество: Его видели, Его слышали, от Него остались изображения, написанные учениками. Язык икон условен, и в каждой иконе есть соединение мимического и символического и, в тоже время, икона принадлежит реалии будущего преображения. Но есть изображение символическое, где личность показана через изображение ее свойств. Об этом прекрасно написано у святого Дионисия Ареопагита в книге "О небесной иерархии". Что касается ваших слов "проникло с запада", то это теоретическое предположение, так как восток не в географическом, а в религиозном смысле включает в себе Балканы, где сохранены древние иконы Святой Троицы. Что касается слов преподобного Иоанна Дамаскина, то они означают, что Бога Отца никто не видел, и изображать Его так, как изображают Бога Сына, то есть мимитически, нельзя; однако это не запрещение изображать символически то, что невозможно видеть. Сама икона Святой Троицы, где изображены три Ипостаси, имеет византийское происхождение. Запад и восток представляли собой Единую Церковь в течение многих веков, и поэтому древнее предание западной церкви не является антиправославным. Если в восточной Церкви фактически существуют иконы с изображением Бога Отца как "ветхого днями", то, значит, она воцерковлена. Можно найти ряд чудотворных и чтимых икон, прототип которых взят с запада. Впрочем, отдельно писать образ Бога Отца на востоке не принято, почему – не знаю, может быть во избежание опасности неправильного представления о разделении лиц Святой Троицы, как трех отдельных Божеств. Призываю на вас Божие благословение.
P.S. У нас в Тбилиси в храме Святой Троицы находится древняя и чтимая икона, где Отец изображается в виде Старца, Бог Сын – Отрока, а Святой Дух – в виде Голубя.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили