Вопросы и ответы: Общие вопросы
[18/07/2007] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
1. Хочу поделиться «открытием», которое сделал год назад. Под впечатлением пребываю теперь всегда, открывая Библию. Я вдруг осознал, что эти самые тексты (значительную их часть), эти самые слова (пусть в другом начертании) читал и Спаситель. То есть Его глаза смотрели на то, на что смотрим и мы, Он повторял те же слова, которые повторяем и мы, Он думал над теми же загадками священного текста, над которыми задумываемся и мы (хотя Его восприятие невозможно сравнивать с нашим). Возможно, все это наивно, но осознание подобного все равно приводит к чувству благоговения.
2. Батюшка, взял 2-й том «Добротолюбия» и по Вашему совету вникаю в писания прп. Исихия, пресвитера Иерусалимского. А недавно довелось познакомиться со 2-м томом Исаака Сирина в переводе епископа Иллариона (Алфеева). Знакомы ли Вы с этой книгой? И каково Ваше мнение? Владыка Илларион в одном из интервью заранее отметает все сомнения в подлинности текстов, говоря, что сомневаться могут только те, кто не видел и не изучал рукописей. Лично мне не понравился перевод. Осовремененный, он кажется по сравнению с 1-м томом вульгарным. Нет возвышенности и аристократизма.
Дай Вам Бог здоровья!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! 1.Мы мало знаем о раскрытии познавательных сил человеческой души Спасителя. Божественное сознание Христа, присущее Его Божественному лицу, всегда обладало всеведением. Но как это всеведение преломлялось через ограниченность человеческого разума и соединялось с Ним? Как мыслил Христос в возрастные периоды Его человеческой жизни? – не знаю, для меня это тайна. В Евангелии от Луки сказано о том, что присутствующие в Назаретской синагоге иудеи свидетельствовали, что Он нигде не учился.2. В течение почти полторы тысяча лет православный мир ничего не знал о сочинениях, приписываемых преподобному Исааку Сирину, которые были найдены в недавнее время. На протяжении этого огромного периода они находились в руках еретиков, и если они не полностью подложны, то вполне могут быть испорчены. Святые отцы постановили, не принимать свидетельство еретика в вопросах веры. Вряд ли переводчики творений преподобного Исаака Сирского с сирийского на греческий язык, могли бы не знать о таких произведениях. Здесь может быть и сознательное искажение и порча в духе оригенизма, так как после 5-го Вселенского Собора, осудившего Оригена, последователи этого ересиарха, эмигрировали за пределы империи, в том числе в Сирию. Вообще, к открытиям последнего времени, не подтвержденным свидетельством Церкви, надо относиться осторожно, пример этого, апокриф «Учения 12 апостолов». Что касается свидетельства епископа Иллариона, то оно вряд ли может послужить критерием истины, даже научной. Например, епископ Илларион привел якобы из Патерика рассказ о том, как одного старца поздравили с Пасхой, а тот с удивлением спросил: «Неужели сегодня Пасха?», так как для него все дни были Пасхой. Это пример епископ считает назидательным, то есть предлагает христианам всегда радоваться как на Пасху. На самом деле, такого рассказа в православных патериках не содержится. Возможно, что епископ Илларион, сочинив его, забыл о самоавторстве, и он настолько понравился ему, что решил, будто этот пассаж взят им из Патерика. В своих трудах епископ Илларион защищает ересь имяславства, осужденный Церковью, а также пытается опровергнуть слова Христа о вечных муках для грешников. Помоги вам Господи сохранить Православие.
|