Вопросы и ответы: Общие вопросы
[18/07/2007] Анна спрашивает:
Уважаемый О. Рафаил, благословите!
Спаси Вас Господи за исчерпывающий ответ на мой вопрос о кресте. Позвольте обратиться к Вам с еще раз. Заранее прошу прощения за мой вопрос, но я воцерковилась недавно и в голове иногда возникает путаница. Очень много вопросов, а тут представилась такая возможность.
Почему в православии такое самобичевание: долгие службы, которые нужно выстаивать, платки на голове у женщин, и вообще, на мой взгляд, масса разных неудобств. Недавно побывала в Италии и была удивлена, как у них все просто и я даже бы сказала комфортно. Неужели смысл православия заключается именно в физическом измождении нашей плоти? Ведь они тоже молятся, как мне показалось, не менее усердно, но при этом не испытывая никаких внешних неудобств.
Еще раз простите меня. Я многое еще не понимаю. Спаси Вас Господи!
С уважением, Анна.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Анна! Самобичевание – католическая традиция, особенно распространенная в средние века. В Италии существовал орден бичующихся, которые ходили по городам и на площадях публично секли себя в знак покаяния. Эти истязания напоминают шиитский шахсей-вахсей, и к православию не имеет никакого отношения. Более того, христианские аскеты запрещали упражнения в виде бичевания, а именно наносить себе раны, ожоги и т.д. Надо сказать, что самобичевание не заглушает чувственности, а даже обостряет ее, и в некоторых случаях даже возбуждает сексуальность. Если же вы к самобичеванию относите православную аскетику и храмовую дисциплину, то нужно вникнуть в их смысл. Долгие службы нужны нам хотя бы потому, что наш ум и память засорены греховными образами, представлениями, воспоминаниями, и эту информацию надо в како-то степени обуздать, подавить, вытеснить из сознания. А молитва, как обращение к Богу, обновляет наш ум и сублимирует чувства. Для спасения человека мало одной его решимости и воли, нужна еще та божественная сила, которая называется благодатью. Ее испрашивают христиане в молитве. Долгие службы, особенно во время поста, – это огонь, в котором перегорают наши грехи. Если мы не изменим содержания своей души, то в час смерти будем похожи на распотрошенную куклу, внутри которой оказались куски ваты, клочки материи и разный мусор. Платок на голове женщины – это знак ее целомудрия. Вы говорите о разных неудобствах, но это похоже на хныканье ребенка, который, будучи больным, жалуется: почему ему дали горькое лекарство, а не сладкую конфету. В комфортном христианстве как раз делают так: под видом любви и снисхождения оставляют гнить внутренним ранам души, которые иногда можно излечить лишь сильными средствами. Теперь насчет молитвы, которую вы видели в Италии. Католичество считает, что страсти естественны для человека, а православие учит, что страсти это деформация и искажение чувств, и поэтому православный аскетизм включает в себе борьбу со страстями. Католическое учение о природности и естественности страстей проявляется как страстность в молитве. Эта страстность рождает чувственные образы и поэтому многие из тех, кто причислены католической церковью к лику святых, находились во время молитвы в состоянии визионерства. В мечети вы можете увидеть молитву, внешне еще более горячую, чем в католическом храме. Я бы мог продолжить сравнения, но не стоит. Православная молитва должна быть спокойной и сосредоточенной, основанной на чувстве смирения и покаяния, и чуждой внешних аффектов. Анна, нельзя научиться Православию из одних вопросов-ответов, как нельзя научиться плавать, рассматривая движения пловца с берега, нужно для этого войти в воду. Только воцерковляясь внутренне и внешне вы можете постепенно познавать Православие и перед вами откроется его красота.
|