Вопросы и ответы: Общие вопросы
[13/07/2007] Юрий спрашивает:
Благословите, о. Рафаил!
1. У философа Татьяны Горичевой есть статья «Об обновленчестве, экуменизме и «политграмотности» верующих». Цитата: «…самая резкая критика обновленчества и экуменизма со временем приводит к обратному эффекту: мало-помалу сознание верующих приучается к мысли, что коль вокруг модернистских идей так много шума, значит и в современной церковной жизни они действительно неизбежны и значимы».
Но Т. Г. не против критики. Она – за особую тактику, которая бы отличалась от общепринятой, как действия против партизан отличаются от действий против регулярных войск. Горичева сравнивает модернизм с вирусом СПИДа, который на первых порах прикидывается своим. Точка зрения близка к Вашей (на мой взгляд).
Статья есть в Интернете. Может быть, Вам пригодится.
2. В письме свт. Игнатия встретил: «Наставников нет! Лучшие, сколько известно, наставники оптинские. Но они исключительно телесные деятели, и потому сами во тьме ходят и последующих им держат во тьме, удовлетворяясь сами и требуя от других единственно телесного исполнения заповедей».
Что святитель понимал под словами «телесные деятели» и «телесное исполнение заповедей»?
Дай Вам Бог здоровья!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! Для меня непонятно, почему резкая критика обновленчества и экуменизма должна приучить верующих мысли, что обновленчество «значимо». Были времена, когда в обновленчестве включилась значительная часть священства, но это не вызвало примиренческого отношения у верующих к безобразиям обновленцев. 2. Святой Игнатий не раз сетовал в письмах, что богодухновенных наставников, которые были в прежние времена, теперь нет. Но он вовсе не отрицал послушание, как основу монашеской жизни. Только предупреждал, что нельзя теперь применять те формы послушания, которые были у древних подвижников. Каждый святой может допустить ошибки. Я считаю, что в характеристике оптинских старцев святитель Игнатий допустил ошибку, не увидев, что за их внешней простотой и телесностью подвигов находится глубокая духовная опытность. Думаю, что святой Игнатий проявил здесь нетерпение, если можно так сказать, не увидел воду в реке, около которой стоял. Преподобный Лев после отъезда из Оптины святого Игнатия сказал: «Если бы он остался с нами, то был бы как преподобный Арсений Великий». Отзыв об оптинских старцев одна из немногих ошибок святителя Игнатия, и поэтому не должна уменьшать в наших глазах огромную ценность его сочинений.
|