Вопросы и ответы: О молитве
[24/03/2005] Павел спрашивает:
Христос Воскресе! Уважаемый батюшка, я полгода назад, по благословению священника, стал читать Иисусову молитву в уме, 200 раз перед вечерним правилом, и 100 раз после утреннего. В принципе мне не трудно сосредотачиваться на словах молитвы, и не допускать рассеяния в помыслах. Но, батюшка посоветовал мне сосредотачивать ум в сердце. И вот тут проблема, если я сосредотачиваюсь в сердце, то тогда не могу сосредоточиться на словах молитвы. Т.е. либо на сердце, либо на словах. К тому же, например, свят. Игнатий Брянчанинов не советует самому стремиться в сердце, а ждать Божиего дара, а вот свят. Феофан Затворник наоборот советует побыстрее миновать устную и умную молитву и прийти к сердечной, т.к. если привыкнешь, то потом только так и будешь молиться. С другой стороны я доверяю батюшке (хоть он не является моим духовником), но сомнение остается, как правильно продолжать молиться в уме или стараться свести ум в сердце?
Спасибо. Павел.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Воистину Воскрес Христос! Уважаемый Павел! У святителя Феофана опыт затворника и безмолвника, при котором ум во время молитвы сам собой соединяется с сердцем. Но мы живем в миру, наш ум загружен информацией, он как бы растолстел от нее и не может пройти сквозь узкую дверь сердца. Поэтому нам безопаснее руководствоваться советами Игнатия Брянчанинова, который снизошел к нашим немощам, поставил себя на наше место, почувствовал нашу оторванность от духовной жизни и написал для нашего времени свои книги, где он советует от внешнего постепенно идти к внутреннему. Советую вам также прочитать главу о молитве в книге прп. Иоанна Синайского «Лествица».
|