Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания



[10/07/2007] Алексей спрашивает:

Отец Рафаил, спасибо Вам за ответы, разрешите задать еще вопрос опять о бегемоте. Меня сильно смущают слова: «...остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его» (Иов 40: 18). Иордан ведь сразу ассоциируется с крещением Спасителя, по примеру Которого крестимся и мы, а нас крещение избавляет от власти дьявола. Поэтому как он может быть спокоен? Или здесь нет связи и в этом стихе говорится все же о животном? Простите, что засыпал Вас вопросами, но это место почему–то уже очень давно не дает мне покоя, а святоотеческих толкований не нашел. С уважением, Алексей


Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей! В Иордане бегемоты не водятся и не водились во дни Иова. Поэтому здесь метафорический образ сатаны. Воды Иордана стали святы после того, как в них вошел Иисус Христос. Священномученик Игнатий говорит, что таинство воплощения Иисуса Христа было промыслительно скрыто от сатаны, поэтому сатана оставался спокоен до дня Богоявления, хотя Иордан – образ будущей благодати - "устремился ко рту его". "Рот сатаны" – это ад, в котором он пожирал грешников. В ад должен был сойти Христос, чтобы извести из него души праведных, и поэтому Крест оказался мечем, которым сатана хотел уничтожить Христа, но сам пал, пораженный этим оружием. Я предвижу, что вы зададите мне следующий вопрос, разумеется, не из зоологического, а из теологического интереса: почему в 103-м псалме написано, что "Господь играет с левиафаном" (русский синодальный перевод). Сатана, пав с небес на землю, борется с Богом за каждую человеческую душу, но перед премудростью Божией хитрость и сила сатаны похожи на детскую игру. По мысли Блаженного Августина Бог сделал больше, чем, если бы уничтожил зло: он заставил само зло служить добру. Поэтому зло сатаны обратилось в испытание человеческого сердца в ту борьбу, где закаляется воля человека и победители получают нетленные венцы. В этом смысле "Бог играется с левиафаном". В славянском переводе эта мысль выражена еще яснее: "Змей сей, егоже создал еси ругатися ему", то есть – на посрамление; хитрости и уловки сатаны обратились на посрамление его. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили