Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[24/03/2005] Заза спрашивает:
Христос Воскрес! Благословите о. Рафаил! Желаю Вам долгих лет жизни. Может быт Вы этого и не хотите, но Вы пока нам очень нужны.Я знаю что есть определенные вопросы которые человек должен принять на веру и не спрашивать как и почему. На то и называется вера верою т.е. чаловек должен поверить слову Божьему.Но есть один вопрос который мучает меня уже много лет. А именно – Как Бог видя будущее человека тем самым не предопределяет его.Господь в евангелии говорит апостолам что Ваши имена написаны на небесах а про Иуду говорит что он сын погибели.В ветхом завете Господь также говорит об Иакове что Он возлюбил Иакова во чреве матери а Есава нет.Если этот вопрос человек должен понять в вечности , то хотя скажите как боротся с этими мыслями.C любовью во Христе. Заза
Архимандрит Рафаил отвечает:
Воистину Воскрес Христос! Уважаемый Заза! Предвидение Божие не отнимает у человека свободной воли и не обуславливает его поступков. Опытный врач может заранее предвидеть летальный исход болезни, но ведь смерть произошла не из за предвидения врача. Астроном может вычислить движения небесных светил и их расположение в какое то время, но расчеты астронома не влияют на ход светил. Бог дал человеку свободную волю и нравственную автономию, и не отнимает этого дара, иначе, сама бы свобода личности превратилась бы в фикцию. Господь сказал апостолам: «Имена ваши написаны на небесех», но не сказал «имена всех вас», так что, здесь может быть исключение или умолчание, которое Господь дополнил в Гефсиманском саду «…кроме сына погибели». Вначале евангельской проповеди говорить о будущем предательстве, или обличать предателя, было бы преждевременным. Такие слова вызвали бы недоверие апостолов друг другу. Господь возлюбил Иакова и возненавидел Исава, потому что знал их будущие деяния, но дал свободно развиваться добру и злу. У человека есть врожденные предрасположения, но они не обуславливают развитие личности человека, поэтому он остается ответственен за свою жизнь.
|