Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[09/07/2007] Алексей спрашивает:

Благословите, отец Рафаил!
Бывают ли случаи, когда самоубийство не является грехом? Например, в тех случаях, когда человек убивает себя не по собственному желанию, а когда что-то заставляет или вынуждает его поднять на себя руку. Так, когда офицер стреляется, чтобы не попасть в плен и не выдать военную тайну или чтобы не обречь на смерть семью?


Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей! Решение этого вопроса требует большой осторожности. Церковь знает только три исключения, когда самоубийца не лишается погребения и христианского поминовения: 1. Если самоубийца умер не сразу и успел принести перед смертью покаяние. 2. Если самоубийца был душевнобольным человеком и наложил на себя руки в невменяемом состоянии. 3. Когда человек кончает жизнь самоубийством, чтобы сохранить целомудрие от угрожающего ему насилия. Ваш вопрос касается канонов Церкви, поэтому я не могу полагаться на собственное мнение, которое может быть ошибочным. Приведу пример. Известный богослов, славянофил Иван Киреевский, считал смерть на дуэли не самоубийством, а чуть ли не делом чести и, желая быть объективным, проявил свои сословные предубеждения, вопреки уставу Церкви. Во всех случаях и ситуациях самоубийство – это слабость веры и надежды, когда человек не полагается на промысл Божий и чувствует себя покинутым Богом. Возникает вопрос: а если человек, сам зная слабость своей веры, считает лучшим убить себя, и не рисковать жизнью других, - как быть в этом случае? Значит, придется оценить поступок, исходя из намерения человека? Но как определить, чего он боялся: пыток, как физической боли или возможного предательства? Многие кончали жизнь в тюрьмах и лагерях, не выдерживая издевательств и пыток, но это снимало с них ответственность за самоубийство. Можно ли убить себя из желания сделать добро людям? Маяковская - Бригг, будучи неизлечимо больной, покончила собой, чтобы освободить других от трудов и забот ухода за ней. Оправдал ли ее этот, по-видимому, альтруистический мотив? – Нет. Прав ли был сын Сталина, который по известной нам версии, попав в плен, совершил самоубийство, чтобы не быть орудием политического шантажа? – Я не берусь судить. Я думаю, что ваш вопрос требует ответа на уровне высшей иерархии. А пока он не решен, я считаю себя обязанным, не доверять свои рассуждениям и чувствам, а следовать канонам Церкви. Помоги вам Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили