Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви
[24/03/2005] Олег спрашивает:
Уважаемый отец Рафаил! Помогите найти ясный ответ на такой вопрос (его любят задавать протестанты): почему православные священники освящают оружие и благославляют людей на войну, хотя бы и оборонительную? Почему на уровне большой общности (государства) не действует заповедь о грехе убийства?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Олег! Обряд освящения оружия имеет началом рыцарскую этику. Он означает, что оружие должно употребляться в защиту слабых, обиженных, и подвергнутых насилию. Рыцарь давал клятву, что не станет использовать оружие в несправедливых целях. Поэтому, чин освящения оружия, был сдерживающей силой и нравственно ограничивал его употребление. Считалось позорным и недопустимым применять освященное оружие против женщин, детей, пленников, и даже беззащитных врагов. Что касается вопроса о допустимости войн, то протестанты верят Ветхому Завету, а Моисей, давший заповедь «Не убей», вел воины, и как высший судья народа, приговаривал преступников к казни. Человек не имеет право распоряжаться самовольно жизнью другого – в этом заключается заповедь «не убей». А всякое государство должно иметь средство самозащиты от врагов – внутренних и внешних, хотя здесь возможны злоупотребления. Сами протестанты, критикующие обряд освящения оружия, в свое время подвергли народы Европы кровопролитной войне, продолжавшейся несколько десятков лет, не говоря о колониальных воинах. Представьте, если бы на ваших глазах убивали или пытали близких и дорогих для вас людей, должны ли вы вступиться за них с оружием в руках или нет?
|