Вопросы и ответы: Общие вопросы
[24/03/2005] Андрей спрашивает:
Уважаемый отец Рафаил! Ваше письмо получил, спасибо. В нем Вы пишете, что "одна из основ канонизации, причтения к лику святы, это жизнь по Евангелию и послушание Церкви". А как же Николай II, за которым - Ходынка, первая мировая и Кровавое Воскресенье? А невинно убиенных у нас - пол-России. А насчет Костомарова и Соловьева - читал, и Карамзина, и Брикнера и т.д.
С уважением, Андрей
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дорогой Андрей! Обращаюсь к вам уже как к старому знакомому. Для меня непонятно, какое отношение имеет Ходынка к святости императора НиколаяII. Здесь была ошибка инженеров и городских властей, по вине которых случилось несчастье, но и Ходынка имеет определенную связь с нравственным обликом царя: он не списал это происшествие за счет несчастного случая, а посчитал своим долгом помочь семьям пострадавших и выделил на это огромную, по тому времени, сумму. Что касается I Мировой войны, то Германия готовилась к ней и император Вильгельм сказал такую же фразу, которую в последствии повторил Гитлер: «Война с Россией должна быть теперь и немедленно».Действительной причиной войны была нарастающая мощь Российской империи, которая пугала его западных соседей. Русской дипломатии удалось создать блок трех держав против Германии и объективно победа должна была быть на стороне России. Но эта мощная крепость пала, потому что внутри ее был зажжен пожар. Что касается Кровавого Воскресения, то Ленин, который лучше знал в чем дело, назвал его генеральной репетицией октябрьской революции. Деятельность ПетраI уже достаточно изучена, а облик царя Николая еще не дописан историей, но его почувствовала народная душа и приняла именно как своего народного святого,еще задолго до канонизации.
|