Вопросы и ответы: Общие вопросы
[04/07/2007] Андрей спрашивает:
Отец Рафаил!
Вы сказали что Ария традиционно считаю платоником. Не могли бы в краце провести параллель между учением Платона и Ария о тварном посреднике.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! У Платона и платоников прослеживается следующая теокосмическая схема: во главе – Неизреченный и Безкачественный, который в нисходящих ступенях переходит в Единого; Единый – в "божественный ум", с предвечными идеями (время еще не сотворено); это – единство во множественности. Следующие ступени: "душа мира" – актуализация идей, как образцов мироздания, где уже множественность в единстве; и последняя ступень – космос: материализация и овеществление идей. У Ария – субординация лиц Святой Троицы: Отец творит Сына как низшее Божество; Сын творит Духа Святого. Сын подчинен Отцу, Дух Святой – Сыну. Что касается посредника, то у Платона посредник не Искупитель, а просветитель. У Климента Александрийского есть цитата из несохранившегося сочинения Платона о том, что мудрецы только предполагают, но точно не знают так ли это, а должен прийти Человек с неба, Который откроет все. У неоплатоников идея о посреднике прослеживается в учении о среднем члене триады как связующем звене. Если вас особенно интересует этот вопрос, то прочитайте Прокла Диадоха "Элементы теологии" и Иоанна Петрици "Против платоников".
|