Вопросы и ответы: Частные вопросы жизни
[04/07/2007] Ольга спрашивает:
Батюшка,благословите! Я так рада, что вы здоровы и опять стали доступны для общения!..
У меня 2 сердечные крайности:
1) Нечистота-чувство влюблённости, я как бы паразитирую на объекте своей любви, живу им. Когда я решительно борюсь с первой, возникает вторая-раздражительность, нервозность, злоба. Говорят , что душа находит успокоение только в Боге, но моя всё больше тянется к страстям. Я не замужем и не стремлюсь. Можно ли с таким устроением думать о монашестве? Еще я чувствую, что теряю дорожку к Богу, неофитство проходит, грубых плотских грехов я пока не совершаю, но вижу как душа всё больше омрачается суетой, пошлостью и пр. Унываю,у меня нет точки опоры и жить тягостно, хотя реальных, неразрешимых трудностей у меня нет.
Спаси Господи, батюшка, прошу Ваших молитв.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Ольга! Первородный грех и нечистота, связанная с ним, действуют во всех нас. Мы больны страстями и наша духовная жизнь во многом процесс исцеления. Что касается злобы и нервозности, то это временное состояние борьбы. Вы хотите вытащить змею из норы, поэтому не удивительно, что она кусает руку. Бороться с грехами нелегко. Бывают периоды обострения болезни; бывают состояния особого натиска темных сил, но это – борьба в своей душе за свою собственную душу. Когда вы боретесь со страстями, то идете к Богу, хотя, спотыкаясь и падая, а иногда двигаясь ползком. А когда вы примиряетесь со страстью, - то вы уже лежите, и диавол уже не так сильно бьет вас, потому что вы пленница, а у него другие, кроме вас, более важные дела.
Насчет вашего опасения, что вы теряете дорожку к Богу, могу сказать, что Господь вначале духовной жизни дает особую благодать, Он как бы держит душу человека на Своих руках как младенца, а затем, когда младенец немного вырастает и крепнет, опускает его на землю и говорит: "Иди!" Младенцу трудно идти самому, но это необходимо, чтобы ему научиться ходить. Вам кажется, что Бог оставил вас, но Он с вами, только хочет воспитать вашу волю. Еще вторая причина: раньше вы не видели своих грехов, они таились в глубине сердца и там им спокойно жилось. А через благодать вы стали видеть их все более явственно. Вам кажется, что они увеличились, а на самом деле, они только вышли из глубины души на поверхность. А дальше, если вы будете сопротивляться греху, то увидите, какие чудовища обитают в сердце человека. Вы спрашиваете о монашестве. Вопрос здесь решается по-другому: насколько вы желаете монашество, насколько пленяет ваше сердце красота монашества; монашество и монастырь – это условие для богообщения, но они не избавляют человека от борьбы со страстями и грехом, только эта борьба меняет свои формы: она становится более напряженной и тонкой. Что касается точки духовной опоры, то занимайтесь Иисусовой молитвой; в ней вы найдете источник сил и утешение. Только не ждите результатов сразу. То, что приобретается быстро – непрочно. Призываю на вас Божие благословение. Взаимно прошу ваших молитв.
|