Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви



[04/07/2007] Vladimir спрашивает:

Благословите, отец Рафаил!
В этом году, начиная с Великого поста стал причащаться Христовых тайн чаще, чем раньше: раз в одну-две недели; между постами - примерно раз в месяц.
Вдруг прочитал у оптинских старцев, что у них, как и на Афоне, причащаться принято 6 раз в год. Вообще слышал и читал много разных подходов. Хотелось бы понять - на чем должна быть основана собственная оценка необходимой частоты причащений, как не заблудиться и не впасть в прелесть на этот счет?
С уважением, р. Б. Владимир


Архимандрит Рафаил отвечает:

Владимир! На Афоне монахи причащаются обычно два раза в неделю, а схимники – три раза. Все святые отцы до 18-го века призывали людей к частому причащению, и многие из святых нашего времени продолжали и продолжают традицию частого причащения, например, святой Иоанн Кронштадтский, который говорил о том, что, если христианин готов к причащению, то он может причащаться даже ежедневно. Святой Феофан Затворник в одном из своих писем цитировал святителя Василия Великого, который в письме к Кесарии Патриции ссылался на кесарийскую практику – причащаться 4 раз в неделю. В связи с этим святой Феофан Затворник утверждал, что редкое причащение – это неправильность, которая постепенно стало входить в церковную практику из-за духовного охлаждения христиан. Конечно, еще надо учитывать, что нравственная жизнь прежних христиан отличалась от нашей, и для нас требуется больше времени, чтобы вытрезвиться от греха и от грязи внешних впечатлений, которая льется со всех сторон. Кроме того, у разных людей разные условия для приготовления к причастию, поэтому: "Кто может вместить, да вместит". Человек заблуждается и впадает в прелесть не от частого причащения, – сама по себе такая мысль уже богохульна, – а от гордости или же небрежности к таинству, когда он подходит к Святой Чаше без нужного приготовления, покаяния и прощения своих обидчиков. Причащаться надо соответственно своей внутренней потребности и по благословению духовника. Помоги вам, Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили