Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[19/09/2006] Сергей спрашивает:
Отец Рафаил, благословите!Как определиться относительно своего келейного правила? Вы как то посоветовали мне не оставлять утренних и вечерних молитв, входящих в наш молитвослов, и посоветовали не составлять правило самостоятельно, так как через это проявляется наша самость и тонкое мнение о себе. У святителя Феофана Затворника я читаю вещи противоположные: Он советует придерживаться книжного правила по молитвослову только в начале молитвенного пути, а
другим советует поступать со своим правилом с полной свободой. Он также советует и самим составлять себе правило из кратких молитв, которые особенно близки сердцу. Другой святой отец - святитель Игнатий Брянчанинов отошел ко Господу за чтением утренних молитв по молитвослову, а ведь его никак не назовешь "новоначальным". Посоветуйте, как примирить эти две позиции и какую из них применять к себе. С уважением, грешный Сергий.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Сергей! Святые в своих частных письмах давали советы определенным личностям, чувствуя по благодати, что им нужно и необходимо. Поэтому здесь дело не в позиции, а в людях, которые обращались с вопросами к святителю Феофану Затворнику. Как вы сами заметили, он мог дать разным людям разные ответы на один и тот же вопрос. Утренние и вечерние молитвы вовсе не дело одних новоначальных. Для того, чтобы говорить о молитве, надо, прежде всего, исполнять его. Я дал вам совет – читать утренние и вечерние молитвы, – а исполняете ли вы мой совет? Не уверен. Скорее всего, вы хотите увидеть противоречия, чтобы избавиться от какой либо дисциплины. Если я вам дам келейное правило – то вы его исполнять вряд ли будете, и получится только грех. Поэтому, хотя бы месяц читайте полностью утренние и вечерние молитвы, а в остальное время – какие хотите, то есть, сначала исполните первый урок. Живите много лет, но желаю вам встретить неизбежный час смерти за чтением утренних или вечерних молитв. Помоги вам, Господи.
|