Вопросы и ответы: О молитве
[24/03/2005] Анатолий спрашивает:
Уважаемый о.Рафаил! Мне 71 год. Крещен 12 лет назад. Недавно склонился к тому, что главное, чтобы жить с Богом, не постоянное покаяние (оно, конечно, остается), но молитва со вниманием. Правильно ли это? И еще: допустимо ли в канонах и молитвах св.отцов, читаемых и выученных, заменять слова для понимания, т.е. так читать и молиться? И последнее: если можно, объясните, пожалуйста, поконкретнее ваши слова: "но еще в большей степени молитва творит меня".
С благодарностью, Анатолий
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Анатолий! Первое действие благодати это видение своих грехов. Св.Иоанн Кронштадтский писал: «Мы грешим постоянно, поэтому покаяние должно быть нашим постоянным чувством». Конечно, это не исключает таких чувств, как благодарность Богу и духовная радость. Все христианское богослужение, даже пасхальное, пронизано словами: « Господи, помилуй». Покаяние привлекает к сердцу ум и усиливает внимание к словам молитвы. Молитва преображает человека, делает его новым существом, поэтому, можно сказать, что благодать, присущая молитве, творит человека: это взаимоопределяющий процесс. После молитвы мы входим в новые отношения с Богом. К этому и относятся мои слова, приведенные вами. В канонах и молитвах допустим перевод слов только как временная мера, для понимания смысла молитвы на уровне семантики, но затем надо вернуться к прежнему тексту, так как славянский язык имеет большую эмоциональную глубину.
|