Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[15/09/2006] Валерия спрашивает:
Благословите! Отче, у меня смущение - почему имя Господа, которое по-Писанию и по-святым отцам должно быть единственным и неповторимым ("...наречение имени Иисус..., воспринимается как явление той спасительной силы, которая была извечно присуща этому имени и лишь до времени хранилась в недрах божественного Промысла..."), было уже использовано раньше (Иисус Навин)???
Простите, пожалуйста, и благословите.
р.б.Валерия
Архимандрит Рафаил отвечает:
Валерия! Имена Божия указывают не на сущность Божию (Бог в Своем существе непостижим и невыразим), а на действия Божия и на Его отношение к миру. Имя "Иисус" означает "спаситель" – Иисус Спаситель - в полном и совершенном значении этого слова. Только через Иисуса Христа возможно спасение: вне Его спасение не осуществимо никаким другим образом, никакими другими силами. Имя Иисус, относящееся к другим ветхозаветным лицам, является относительным, напоминающим о грядущем Мессии. К сожалению вы не пишете откуда взяли цитату. Сила, действие и могущество принадлежат Богу, а не имени, как сочетанию букв. Через имя, принадлежащее Богу, человек общается с Богом. Но спасение ищет не в самом имени, а в Личности, которую знаменует имя. Имяславцы, приписав имени "Иисус" божественную силу, этим самым отделили имя от Именуемого, приписали ему некую автономию, и в своей богословской интерпретации впали ересь. Магия слов и имен была присуща языческой теургии; она содержится в учении Пифагора и Платона; теперь она стала возрождаться в новоимяславчестве. Храни вас, Господь.
|