Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[09/09/2006] Алексей спрашивает:

Благословите, отец Рафаил!
Я студент, занимаюсь русской историей XVII века. Одним из наиболее противоречивых событий этой эпохи является Раскол. Но если православная оценка расколоучителей ясна,
то личность патриарха Никона оценивается подчас диаметрально противоположно. В то время как одни предлагают канонизировать патриарха Никона, другие считают, что именно гордыня и властолюбие Никона стали причиной трагических событий, приведших к отпадению от Церкви тысяч людей.
Я сам склоняюсь к тому, что меры предпринятые Никоном, несмотря на их "крутость" были необходимы и,в целом, еятельность этого патриарха, как на церковном, так и на государственном поприще, сыграла положительную роль в истории России.
Мне было бы очень интересно узнать вашу оценку патриарха Никона.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Алексей! Старообрядчество – это трагедия Русской Церкви. Патриарх Никон представляется мне нетерпеливым врачом, который вместо обдуманного и продолжительного лечения, не испытав других средств, схватился за нож, чтобы скорее произвести операцию, и исполнил ее, не предусмотрев всех последствий этого акта, объективно справедливого, но на деле жестокого. Врач перед тем, как производить операцию, делает всесторонний анализ; он должен иметь данные о физиологии и патологии больного, а Патриарх Никон не посчитался с психологией целого народа. В результате нанесенная рана гноилась и кровоточила в течение нескольких столетий и швы ее не заросли до сих пор. Никон опирался на государственные структуры для борьбы с противниками реформы; он действовал не только убеждением, но и насилием, хотя надо сказать, что это было в духе времени. И, что же? Сам пал жертвой той силы, при помощи которой хотел навести мир и порядок в Церкви. В этом отношении поступок царя Алексея Михайловича по отношению к Патриарху Никону был глухим предвестником той расправы над Церковью, который совершил Петр I. Что касается святости, то это не оценка церковной или общественной деятельности человека и не награда, которая присваивается ему. Святость – свидетельство Церкви о том, что стяжавший благодать Духа Святого стал нерукотворенным храмом Божества навеки. Абстрактно я согласен с реформами Патриарха Никона (хотя некоторые исправления были неудачны), но можно ли одобрить проведение этих реформ, при том без особой надобности, из-за стремления унификации обрядов, вследствие чего миллионы людей ушли из Церкви и оказались в состоянии пагубного раскола. Помоги вам, Господи.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили